График: вся Украина производит меньше машин, чем “Феррари”

Куда идут деньги, которые ты тратишь в качестве налогов? На поддержку украинского автопрома, который производит 6 авто в месяц.

В 2017 году Украина произвела 7000 машин. Одна только Ferrari — 8000

Украина — самая большая страна в Европе, находится в удачном месте — рядом с большими рынками. Может выпускать автомобили разных марок. Ferrari — только одна марка авто, при чем нишевая.   

сколько машин производят в Украине

В 2002 году украинские автопроизводители получили льготы — для выполнения инвестиционных программ их освободили от уплаты НДС и пошлин на комплектующие. Программой стимулирования в полной мере воспользовались ЗАЗ, ЛуАЗ и ЛАЗ — один только ЗАЗ за 3 года получил льгот на 540 миллионов долларов (через три года действие льгот частично приостановили), (расчеты BusinessViews).

В августе 2018 года компании, которые воспользовались господдержкой, произвели 6 автомобилей

Стимулирование автопроизводителей обернулось потерями для бюджета и полной утратой рынка отечественными заводами. Можно пенять на снижение таможенных пошлин на импорт, а можно сказать, что проиграли конкурентную борьбу.

Украина производит настолько мало автомобилей, что на новости о росте производства на 95% или падении на 47% не стоит обращать внимания — все это колебания около 0.



производство авто на 1000 жителей

Рынок Украины слишком мал даже для одного автозавода, а экспорт — проблематичен

Каждый из автомобильных заводов Словакии произвел более 300 тысяч автомобилей — это эффективный объем производства современного автозавода.

Будет ли кто-то из производителей строить такой в Украине, если общий объем продаж в 2017 году составил около 80 тысяч, а лидер рынка, Toyota, продала менее 10 000 авто? Неэффективный маленький завод придется поддерживать нерыночными условиями — давать льготы, поднимать пошлины на импорт, запрещать ввоз подержанной техники — все это плохо для бюджета и конкуренции.

Можно возразить, что излишки продукции можно отправить на экспорт. Нарисуем на карте круг вокруг Братиславы — в нем будет 300 миллионов клиентов, в основном, из богатого ЕС, где нет таможенных барьеров. Нарисуем такой же круг вокруг Киева — там окажутся небогатые потребители, недружественные рынки, тарифные и нетарифные ограничения на границах, проблемы с транзитом.

Украина собирает автомобили из иностранных деталей, а не производит собственные

В нашей стране собирают французскую машину из немецкого радиатора, колес и коробки передач, португальской выхлопной системы, чешского рулевого управления, но на этом много не заработаешь — сотрудники получат зарплату, производитель — прибыль, но за это вся страна будет оплачивать налоговые льготы производителю. Именно так работает крупнейший на данный момент украинский автопроизводитель "Еврокар".

 

 

как собирают машины

В Украине производят разве что проводку для машин

Впрочем, в некоторых автомобилях глобальных брендов уже присутствует продукция украинских предприятий, например, элементы салона в "Мерседес", "Ауди" и "БМВ" сделаны в Украине, а производители кабельных систем вообще полюбили нашу страну — зарплаты у нас низкие, а в производстве электропроводки для автомобилей велика доля ручного труда. Компании готовы инвестировать 10 000 евро в рабочее место для доступа к нашей дешевой рабочей силе, но когда речь идет о больших капитальных инвестициях или о доступе к рынкам — предпочитают другие страны.

инвестиции в автопром в Украине



Низкая стоимость рабочей силы в Украине сделала для автомобильной промышленности больше, чем промышленная политика и стимулирование производства государством за предыдущие годы — заводы автокомпонентов есть и строятся, а сборка автомобилей находится на крайне низком уровне.

Поможет ли грамотная промышленная политика сейчас? Скорее всего, нет. Автопром проходит трансформацию — страны одна за другой планируют отказ от автомобилей с дизельным и бензиновым двигателем, и стимулирование производства автомобилей с двигателем внутреннего сгорания похоже на стимулирование производства карет, седел и кнутов в начале ХХ века, когда по дорогам уже ездили автомобили.

Если мы хотим получить развитый автопром, в первую очередь, необходимо видение того, как будет развиваться индустрия в ближайшие несколько десятков лет, что именно будет востребовано и какие технологии сейчас набирают обороты. И лучше всего с созданием стратегии справится не государство, которое уже доказало свою неэффективность, а частный производитель. Которому не нужны льготы. Ему, в первую очередь, нужна возможность работать по понятным законам и гарантия того, что его бизнес не попытается отобрать депутат, который на билбордах обещает привлечь инвестиции в Украину.  А дотации, субсидии и прочее перераспределение средств через бюджет — просто удобный способ для депутатов и министров поддержать дружественные компании. За счет наших денег.