Каким будет будущее IT-отделов: мнение IT-директоров крупных украинских компаний

Автоматизация, возможно, никогда не отберет работу у программистов, а коммуникабельность станет одним из ключевых навыков айтишника.
Какие тренды в IT влияют на работу компаний Megogo, Health24 и Caparol, и какой будет роль IT-отделов в цепочке создания стоимости — в интервью их IT-директоров.

Материал подготовлен компанией GigaCloud.

IT-директора трех украинских компаний рассказали о том, какие изменения происходят в их отделах с технологической точки зрения, как меняются требования к профессиональному уровню IT-специалистов, а также каких специалистов может коснуться автоматизация и роботизация.

О технологиях: переход в "облако", Big Data и интеграция с другими участниками рынка

Дмитрий Мелков, CIO видеосервиса Megogo

В будущем в IT сохранится динамика внедрения микросервисов. Такая архитектура позволяет эффективно управлять множеством продуктов и решений. То, чем раньше занималась команда системных администраторов, сможет сделать один DevOps-инженер.

Тренд последних лет — переход в "облако" инфраструктуры и ключевых составляющих IT-решений. Скорее всего, в будущем будет задействована гибридная облачная система, когда компании используют приватную и публичную инфраструктуру одновременно.

Еще одна тенденция — работа с большими данными. Уже сейчас сложно представить успешный продукт, который не использует Big Data для принятия решений. В Megogo система рекомендаций контента полностью полагается на анализ полученных от пользователей данных: просмотры, лайки, комментарии. Анализируя поведение пользователей, мы можем запускать более эффективные маркетинговые кампании.

Кирилл Каневский, IT-директор Health24

Вызовы, которые стоят перед большинством компаний — миграция в "облако", переход на электронный документооборот, внедрение электронных процессов и стандартов.

В будущем также будет важна интеграция с другими участниками рынка. Выживут те компании, которые смогут договориться и дать потребителям общее видение и решение. Например, в медицинской сфере есть множество типов различных систем: одна обслуживает врача, другая — пациента, третья — руководителя клиники, четвертая — лабораторию, пятая — страховую компанию. Но все мы — участники одного рынка.

Александр Назарчук, руководитель IT-департамента Caparol

Наш основной бизнес не связан с IT, поэтому разработку IT-продуктов мы заказываем у внешних подрядчиков. Это выгодно: нам не нужно содержать собственных экспертов, достаточно небольшого IT-отдела. Это глобальный тренд во всем мире: бизнес стремится вынести непрофильные активности вовне, чтобы сосредоточиться на главном направлении, меньше покупать и больше арендовать (например, "облака", место в дата-центре).

Еще одна тенденция — отказываться от комплексных тяжеловесных продуктов и искать минимальный набор решений, которые покроют потребности компании. Комплексное решение может казаться дешевле, но если вы не пользуетесь и половиной функционала, это лишняя трата денег.

О кадрах: есть дефицит специалистов, выгоднее растить их внутри компании

Дмитрий Мелков, CIO видеосервиса Megogo

Самые горячие технологии сейчас — Machine Learning, Data Science, Blockchain. Соответственно, специалисты в этих областях наиболее востребованы.

С учетом микросервисных архитектур, появляется все больше удобных фреймворков с внедренными шаблонами для управления массивами сервисов. Специалисты, которые могут эффективно использовать автоматизацию и оркестрацию, будут востребованы.

Наша компания ощущает нехватку продуктовых дизайнеров и специалистов по Data Science, в том числе Python-разработчиков. Но это не значит, что уменьшается спрос на Java- и JavaScript-программистов. Все зависит от технологий, которые используются в работе бизнеса.

Кирилл Каневский, IT-директор Health24

На квалифицированных разработчиков большой спрос, их сложно удержать. Мы часто сталкиваемся с этой проблемой. У нас достаточно сложная архитектура системы, для разработки мы используем два языка программирования: Ruby и C#/.NET. Чтобы найти хороших программистов, приходится затрачивать много ресурсов. Часто выгоднее вкладываться в обучение сотрудников внутри компании.

Александр Назарчук, руководитель IT-департамента Caparol

Конкретный состав IT-отдела зависит от специфики работы компании, но все более выгодным становится растить специалистов внутри команды. Мы регулярно берем новичков и помогаем им развиваться в профессиональном плане — так подбираем задачи, чтобы человек набирался опыта. Это создает кадровый запас прочности, потому что постоянно возрастает объем IT-сервисов, которые нужно поддерживать.

Разработку ПО мы доверяем внешним подрядчикам, сотрудничая с компаниями и фрилансерами. Развитие рынка фриланса открывает перед бизнесом перспективы проектного сотрудничества.

О требованиях к IТ-специалистам: нужны коммуникабельные специалисты широкого профиля

Дмитрий Мелков, CIO видеосервиса Megogo

Узконаправленных специалистов становится все меньше. Ставка идет на тех, кто владеет несколькими языками программирования и фреймворками. Сейчас ценится многозадачность и умение быстро осваивать новые IT-решения.

Кирилл Каневский, IT-директор Health24

Я выделю два главных качества хорошего специалиста: желание совершенствоваться и способность к самообучению. Вместе с тем, работодатель должен давать разработчикам свободное время для обучения, так как технологии меняются очень быстро. Мы выделяем по 5-10% времени на самообразование, а также организовываем различные семинары, тренинги, архитектурный совет внутри группы наших компаний, где обмениваемся опытом.

Александр Назарчук, руководитель IT-департамента Caparol

IT-шники часто не любят, когда в вакансии пишут о коммуникабельности. Но мир становится все более открытым, и общительность — необходимый навык.

Главное качество хорошего специалиста — желание постоянно развиваться и быть проактивным. Тренды и технологии меняются, и если сегодня сотрудник демонстрирует профессионализм, то без постоянного развития уже через год эти навыки обесценятся.

Об автоматизации и роботизации: возможно, автоматизация никогда не победит разработчиков-людей

Дмитрий Мелков, CIO видеосервиса Megogo

Машинное обучение давно работает во многих сферах, но при этом искусственный интеллект находится на начальном этапе развития. В ближайшие 5-10 лет рано говорить даже о частичной замене IT-специалистов машинами. Возможно, этого никогда не произойдет.

В то же время, искусственный интеллект и машинное обучение станут обыденными инструментами в отделах разработки. Я говорю о решениях, которые избавят от рутинных задач и упростят или улучшат процесс создания продуктов.

Кирилл Каневский, IT-директор Health24

Автоматизация в сфере IT заметна в использовании инструментов для управления разработкой, таких как статистика или аналитика. Это влечет за собой необходимость постоянного обучения специалистов — технических, менеджеров проекта, Scrum-мастеров, администраторов систем.

Не думаю, что автоматизация вытеснит какие-то позиции или должности, на которых работают люди. Она просто сокращает объемы их работы.

Александр Назарчук, руководитель IT-департамента Caparol

Смысл автоматизации — заменить рутинные процессы строчкой кода. Хороший пример — техподдержка. Этот процесс требует постоянного удешевления и упрощения, и автоматизация позволяет двигаться в этом направлении. Например, с ответами на частые вопросы пользователей успешно справляются чат-боты.

Благодаря автоматизации удается улучшать качество работы, не нанимая новых сотрудников. При этом важно не забывать правило: стоимость автоматизации не должна превышать ее положительный эффект.

О роли IT-директора: главный вызов для него — правильно настроить процессы

Дмитрий Мелков, CIO видеосервиса Megogo

Роль IT-директора остается неизменной: это человек, который должен понимать, как достичь бизнес-целей при помощи технологий. Это переговорщик, способный выслушать и понять бизнес, а затем донести важность проекта командам разработки. Он должен уметь формировать вокруг себя сильную и сплоченную команду и привлекать профессионалов.

Кирилл Каневский, IT-директор Health24

Меняется не столько роль IT-директора, сколько динамика его развития. Обычному IT-специалисту достаточно иметь знания только по своему профилю. Руководитель обязан следить за всеми инновациями в сферах задач его подчиненных и во всей отрасли в целом. Это огромный массив работы.

Возможно, в будущем понадобятся инструменты, которые позволят делегировать задачи и полномочия IT-директора какой-то электронной системе. Или появятся новые специальности, которые будут находиться между позицией IT-директора и менеджерами конкретных проектов.

IT-директор — это не только руководитель команды разработчиков. Он связан с бизнес-составляющей компании, общается с другими отделами и должен принимать решения, оценивая всю собранную информацию.

Александр Назарчук, руководитель IT-департамента Caparol

IT-директору важно следить, как именно можно применить новые технологии с максимальной выгодой для ключевых процессов бизнеса, и тем самым привнести дополнительную ценность для продукта компании. Например, у нас прорывом стало использование мессенджеров и ботов.

Сейчас многие компании позиционируют себя как инновационные, и в будущем выиграют те, кто сможет показать это на деле. Чтобы перейти от слов к действиям, важно правильно настроить процессы — в этом главный вызов для профессионализма IT-директора.