7 правил общения начальника с коллегами, которые сделают команду эффективнее

Люди и их навыки — главный ресурс любого проекта. Одна из задач лидера состоит в том, чтобы грамотно распорядиться этим ресурсом, усиливая и направляя его. Чтобы добиться успеха важно правильно коммуницировать с командой.

Своим опытом поделился Андрей Бычковский, сооснователь компаний "Ленточка", Cintapunto, SBS Experte, совладелец Poptop.fm.

1. Общайтесь регулярно   

Важно иметь четкий график общения. Утренние "летучки", недельные планерки, квартальные совещания руководителей направлений. Не обязательно делать все сразу, выберите комбинацию, которая подойдет для вашего проекта. Важно, чтобы команда знала, когда в следующий раз запланировано важное обсуждение.

Часть встреч можно заменить общением по почте. Например, каждую пятницу стоит отправлять сотрудникам личные письма с планами на следующую неделю. Если команда маленькая, можно и каждому написать, если большая, стоит ограничиться письмами руководителям отделов, а они уже в понедельник поделятся с подчиненными.

2. Раскрывайте планы коллегам  

Держите команду в курсе планов, целей и направлений работы. Людям нужно знать, ради чего они стараются, как будет развиваться компания.  Расскажите сотрудникам планы на будущее, пусть они будут в курсе стратегии, иначе они быстро выдохнутся.

3. Объясняйте приоритетность дел   

Задачи лучше ставить с указанием приоритетности. Важность того или иного дела может быть не так очевидна для работника, который не владеет всей информацией. В конце концов, определять приоритеты — ответственность руководителя.

4. Задавайте вопросы  

Не стоит давать ультимативных указаний. Гораздо полезнее сформулировать проблему и спросить членов команды, как они видят решение. Даже если у лидера уже есть сценарий действий, взгляд со стороны может оказаться очень полезным. К тому же, такой подход поощряет инициативу, делает команду более сплоченной и повышает ответственность каждого участника — ведь человек чувствует себя причастным к принятию решений. Задавать вопросы важно не только при планировании дел, но и анализируя результаты.

5. Учитывайте мнение других

Слушать команду нужно внимательно и с искренним интересом. Приглашайте коллег к дискуссии. Пусть они почувствуют себя — и станут! — полноправными участниками процесса, а не зрителями.

6. Отвечайте вовремя  

Относитесь к людям с уважением: отвечайте на письма, звонки и сообщения в срок. По умолчанию считается, что ответить нужно в течение 24 часов — и это для не срочных вопросов. Если нет времени разбираться в вопросе, хотя бы сориентируйте человека, когда ему ждать ответа.

В напряженные периоды, когда вы точно знаете, что не сможете ответить в течение суток, оповестите сотрудников через чат или корпоративную почту. Сообщите, что не успеваете проверять почту и мессенджеры, сообщите, когда планируете вернуться в прежний режим общения.

7. Заботьтесь о своей команде

Нужно помнить, что участники команды — люди. Иногда они устают, болеют, ссорятся с близкими, да и просто "перегорают" на время. Многие руководители относятся к этим человеческим проявлениям как к недостатку. Но ведь это лишь обратная сторона полезных для бизнеса качеств.

Усталость сменяется мощной энергией, которая подпитывает сама себя. Болезни проходят, и на их место приходит энтузиазм, заставляющий человека задерживаться допоздна на работе и открывать ноутбук в выходной, потому что его вдруг озарило. Ссоры — не навсегда, в другое время их виновники вдохновляют ваших сотрудников и поддерживают их веру в себя. А если работник чувствует выгорание, вам всегда под силу зажечь его снова. Собственным примером и искренним разговором.