Гид честного украинского работяги по пенсиям

Скорее всего у тебя не будет достойной пенсии. Почему? Потому что солидарная система, вот почему. Ты молод, спокойно и честно работаешь "вбелую" и уверен, что благодаря этому будешь получать хорошую пенсию, когда придет время? А может, ты сидишь в "тени" и вообще не паришься о каких-то там пенсиях? В обоих случаях — зря. Нынешним непенсионерам грозит опасность в будущем, а все из-за неэффективной пенсионной системы в настоящем.

Солидарность трудящихся не помогает обеспечивать нормальные пенсии

Сегодняшняя пенсионная система, как и многое другое, досталась Украине по наследству от СССР. Ее называют солидарной, потому что суть такого подхода в том, что все работающие вместе скидываются на пенсии всем нынешним пенсионерам. С зарплаты каждого официально занятого человека идут отчисления в виде процентов в Пенсионный фонд, а оттуда деньги  распределяются по пенсионерам. Работая сейчас, ты трудишься, скорее, на пенсию своей мамы или бабушки, чем на свою.

 

При этом тебе тоже есть профит с этих выплат в ПФ. Тот, кто платит взносы, автоматически считается застрахованным, а только такие люди могут при нынешней системе претендовать на пенсии. Причем страховой стаж — не трудовой, а именно страховой — должен быть не менее 15 лет. Чтобы этот стаж получать, нужно быть трудоустроенным официально. Принцип страхования действует с 2004 года, а весь более ранний трудовой стаж просто приравнен к страховому.

 

Но все это может не иметь никакого значения уже в ближайшем будущем.

В Пенсионном фонде — большая дыра, и она расширяется

В 2016 году дефицит ПФ составил 140 миллиардов гривен — именно столько денег не хватает фонду, чтобы самостоятельно выплатить пенсии нынешним пожилым. Общие расходы фонда в том же году равнялись 333 миллиардам, то есть дефицит составлял 42%. Эта доля запросто может скоро перевалить за половину, если ничего не изменится и сохранятся нынешние тенденции увеличения дефицита. А они шокируют не меньше, чем его денежное выражение. Если так пойдет, то скоро ПФ опустеет полностью.

 

Динамика дефицита Пенсионного фонда Украины

 

Но все твои знакомые пенсионеры получают свои деньги исправно — пусть мало, но исправно. Откуда же берутся эти средства? Конечно, из бюджета. И хотя сам бюджет растет, черная дыра в ПФ расширяется еще быстрее, забирая все большую долю государственной казны.

 

Доля дефицита Пенсионного фонда в Государственном бюджете Украины

 

А собственные средства ПФ, те самые взносы с твоей официальной зарплаты, в состав госбюджета не входят и налогами не облагаются. В общем, ПФ только берет оттуда деньги, которые можно и нужно было бы потратить на что-нибудь другое, будь пенсионная система эффективной — на образование или на медицину. И если на медицину правительство давно тратит меньше, чем на пенсии, то образование они впервые обогнали в 2016 году.

 

Динамика затрат Кабмина на разные отрасли

 

Пенсионеры вырываются вперед благодаря в том числе повышению пенсий, которое в 2016 году состоялось дважды: сперва на 5,2%, а потом еще почти на 7% до итоговых 1208 гривен. Начиная с 2012 в среднем каждый год затраты бюджета на пенсии росли на 21,3%, а средний рост расходов на медицину и образование составил 7%. Быстрее же пенсионных затрат росли, например, затраты на оборону — 42,3%.

Одна из главных причин дефицита ПФ — демография

При солидарной пенсионной системе очень важно, чтобы количество работающих людей превышало число тех, кто получает пенсии. В Украине это условие пока соблюдается, но разница в последние годы сокращается. Сейчас из 20 миллионов трудоспособных работают 16 миллионов.

 

Соотношение численности занятых и пенсионеров в Украине

 

Темпы динамики численности пенсионеров превышают аналогичный показатель для занятого населения.

 

Динамика численности занятых и пенсионеров в Украине

 

Теневая экономика тоже вредит солидарной системе

Просто работать — это еще не значит пополнять Пенсионный фонд. Единый социальный взнос (ЕСВ), которым и живет ПФ, взимается только с занятых официально. В 2011 году их число сравнялось с численностью пенсионеров, а уже на 2016 год платили ЕСВ 10 миллионов человек из 16 миллионов работающих, получали пенсии при этом — 12 миллионов. То есть 10 работающих содержат 12 пенсионеров. Неслабая нагрузка, а тем временем кое-кто прохлаждается "в тени".

 

Количество налогоплательщиков в Украине

 

Плюс к тому (и минус к пенсиям) некоторые категории работающих имеют законное право не платить ЕСВ и, конечно, охотно им пользуются — например, аграрии или сотрудники сферы услуг. Если так и дальше пойдет, пугает нас Институт демографии, то к 2050 году на 10 плательщиков ЕСВ будет 15 пенсионеров.

 

Правительство пыталось вытащить "теневых" работников на свет божий, понизив ставку ЕСВ до 22%. Но поскольку реально отчисления выплачивает работодатель, а не сам работник, то это не помогло. Работодатель в любом случае стремится минимизировать эти выплаты и при любой ставке не заинтересован выводить зарплаты из теневого сектора. Официально платят минималку, остальное — в конверте.

Третья причина плохих дел ПФ — низкая производительность труда

С этим беда, а ведь она влияет на объемы отчислений в Пенсионный фонд. От производительности труда зависит увеличение добавленной стоимости, а от нее, в свою очередь, зависит зарплата. Ну а с зарплаты начисляется ЕСВ.

 

Так вот, производительность. Она, по оценкам Всемирного экономического форума (ВЭФ), в Украине составляет около 20 тысяч долларов в год, причем примерно такой же она была в 1991 году. И это еще сравнительно высокая для нас оценка, поскольку дается она по паритету покупательной способности (ППС). В номинальных долларах было бы намного ниже.

 

Но даже сравнение украинской производительности в долларах по ППС с другими странами дает печальный результат. Мы тут на уровне Нигерии и Пакистана, если верить ВЭФ, и жутко далеки, например, от Польши.

 

Эффективность рынка труда в Украине

 

Надеяться на хорошие зарплаты и соответствующие отчисления в ПФ при такой производительности не приходится. В гривнах зарплаты, правда, растут из-за инфляционных процессов, повышения минималки и тому подобного, но в твердой валюте это выглядит не слишком привлекательно.

 

Динамика размера средней зарплаты в Украине

 

В общем, систему нужно срочно реформировать, иначе уже живущие сегодня поколения украинцев могут остаться без пенсий.

В чем будет заключаться пенсионная реформа

В том, что солидарная система будет дополнена двумя уровнями: накопительной системой и негосударственными пенсионными фондами. Так планируется создать трехуровневую систему, где солидарная часть будет служить подушкой социальной безопасности и обеспечивать минимальную пенсию, то есть ЕСВ остается с нами.  

 

Второй уровень (накопительная система) предполагает, что каждый украинец в возрасте до 35 лет будет отдавать часть своей зарплаты на свою пенсию — свою, а не чью-то там. Люди в возрасте от 35 до 55 лет могут присоединиться к накопительной системе добровольно. Процент отчислений по ней стартует с 2% и будет ежегодно повышаться, пока не достигнет 7%. Эти деньги будут собираться на личном счете, а взять их оттуда можно будет только после выхода на пенсию.

 

Третьим уровнем должна стать система добровольного негосударственного пенсионного страхования. Работать в ней должны будут частные фонды, банки, страховые компании. Размер такой пенсии будет зависеть от размера и срока накопления взносов, а также от размера полученных на них инвестиционных доходов. Эти выплаты никак не зависят от пенсии по обязательному госстрахованию.

 

Проведения реформы требует от Украины МВФ, но она нужна и нам самим. Начаться все должно в 2018 году, но это не точно. Соответствующий законопроект лежит в Раде уже год, предполагалось запустить реформу в январе 2017, но депутаты все еще не проголосовали.

Что должна дать реформа

Она должна снизить нагрузку на многострадальный бюджет, а для этого нужно насколько возможно сократить дефицит Пенсионного фонда. В идеале — вообще ликвидировать его (дефицит, а не фонд). МВФ настаивает, что делать это надо через повышение пенсионного возраста до 63 лет: люди выходят на пенсию позже, работают дольше, работающих становится больше, пенсионеров — меньше, соотношение их численности — лучше, ПФ и бюджету — легче, в Украине — круче.

 

Но такое повышение — непопулярная мера, на которую украинское правительство не отважилось. Его вариант реформы повышения не предусматривает. По словам министра социальной политики Украины Андрея Ревы, украинской стороне удалось убедить МВФ, что без повышения можно обойтись. Правда, директор европейского департамента МВФ Пол Томсен не выглядит убежденным и считает повышение важным условием дальнейшего сотрудничества.

 

Рева заявил, что они нашли другой способ сократить дефицит ПФ. Видимо, речь идет об увеличении обязательного стажа для получения пенсии. Чтобы начать отдыхать в 60 лет, к этому возрасту нужно будет иметь 25 лет стажа. Если их будет от 15 до 25, то пенсионный возраст наступит в 63 года, а если меньше 15 лет — в 65.

 

Минимальные нормы стажа будут увеличиваться со скоростью один год в один год до 2028 года. Те, у кого к тому времени не будет 35-летнего стажа, не смогут в 60 лет бросить все и начать обсуждать негодную молодежь, сидя на лавке у подъезда.

 

Кроме того, представители вредных для здоровья и опасных для жизни профессий в результате внедрения реформы могут лишиться права выходить на пенсию досрочно. Как-то так правительство планирует сделать Пенсионный фонд бездефицитным к 2024 году.

Среди целей реформы — повышение пенсий для 5,1 миллиона человек, из которых 3,1 миллиона должны получить прибавку в 500 и больше гривен. Также ее авторы собираются отменить налогообложение пенсий и сделать так, чтобы размер пенсионных выплат прямо зависел от суммы уплаченных взносов и продолжительности участия в системе. Да будет так.