Что знает о тебе твой мобильный оператор и как он использует эти данные? На примере Vodafone
Vodafone анализирует 3000 показателей о каждом клиенте, и это — небольшая часть того, что он мог бы делать. Узнали, какие именно это данные, зачем он это делает и пора ли уже мастерить шапочку из фольги.
О том, как компания работает с данными, рассказал руководитель департамента Customer Value Management (Big Data) Владимир Рыбалко на конференции Data Science UA
На данных можно заработать до 800 млн гривен в год
Как зарабатывают деньги — на примере
Для чего еще Vodafone использует большие данные?
Что о тебе знает Vodafone
Геоданные. Местонахождение определяется по базовым станциям, к которым подключен аппарат. Так как телефон в каждый момент времени находится в районе действия хотя бы одной станции, изучая динамику того, как телефон переподключается от одной станции к другой, можно примерно понять то, где ты живешь, где работаешь, куда ходишь отдыхать и какими маршрутами пользуешься.
Уровень платежеспособности. Определяется косвенно, но достаточно точно. Какой моделью телефона ты пользуешься? Сколько стоит твой телефон? Какие страны посещаешь и как часто? Как много звонков делаешь? Какой у тебя тарифный план, как часто ты пополняешь счет и на какую сумму, сколько времени проходит между пополнениями? Если построить правильную модель, которая будет анализировать эти данные, можно узнать, какие у тебя доходы.
Анализ данных позволяет понять даже то, когда ты захочешь купить новый телефон.
Данные о пользовании интернетом. Поскольку мобильные операторы являются еще и интернет-провайдерами, у них есть информация о том, какие сайты ты посещаешь, какими соцсетями пользуешься, какими приложениями пользуешься (например, ездишь на такси или нет), что покупаешь в интернете и как много денег на это тратишь, какие хобби у тебя есть… В общем, у них есть вся информация, которую можно добыть, изучая твой интернет-трафик.
Социальные связи. Так как во время звонка фиксируются оба номера, и твой, и собеседника, можно понять, как разные люди связаны друг с другом, и делить их на социальные группы.
Социально-демографические данные. По косвенным признакам можно определить пол, возраст, семейное положение.
На данных можно заработать до 800 млн гривен в год
Звучит крипово? Так и хочется поверить в теории заговора о том, что через мобильных операторов нас всех контролирует правительство.
Реальная причина работы с таким большим объемом данных совсем банальная — деньги, которые можно на них заработать. Владимир Рыбалко называет сумму 220-800 млн грн в год.
Как зарабатывают деньги — на примере
Допустим, ты совершил звонок в аэропорту. Vodafone может посмотреть на данные, которые собрал о тебе раньше, и понять:
— что ты не сотрудник аэропорта или не живешь рядом с ним,
— как часто летаешь и куда,
— как пользуешь роумингом и сколько денег на него тратишь,
— как пополняешь счет
— и так далее,
и сформировать рекламное предложение, которое будет интересно именно тебе. А Vodafone увеличит доход.
Для чего еще Vodafone использует большие данные?
Предугадать потребности клиента и продать ему услугу, которая будет для него актуальной — это только одна из целей. Без анализа данных нельзя понимать, как дальше развивать сеть базовых станций.
Также работа с данными дает возможность развивать услуги для бизнес-клиентов. У Vodafone есть услуги, основанные на работе с большими данными. Используя их, компания может, например, оценить риск невозврата кредита или помочь увеличить продажи.
А еще данные помогают выполнять социальные функции. Например, отправлять смс-оповещения жителям региона, в котором происходит стихийное бедствие.
Вывод
Сбор и анализ данных о клиентах помогает операторам хорошо нас понимать и использовать это понимание для самых разных целей. Но если ты уже собрался мастерить шапочку из фольги, предлагаем потратить ее на что-то более ценное (вот прикольное видео о том, что еще можно из нее сделать).
Данные обезличены. В Украине немногие покупают симку на условиях контракта, большинство выбирает предоплату, так что связать собранный набор данных с твоим именем скорее всего нельзя. К тому же, у нас не надо привязывать номер телефона к паспорту, как во многих странах.
Но и такие данные очень важны для любого бизнеса. Это показывает статистика роста рынка больших данных. За шесть лет количество доступных данных выросло в 15 раз.
А больше интересных фактов о современной экономике, которая построена на данных, мы написали в нашем новом инфографическом справочнике "Цифровая экономика Украины". Например, ты знал, что Украина аж на 54 месте в мире в рейтинге кибербезопасности, и треть украинских организаций уже стали жертвами кибератак?
Скачай справочник, кликнув по баннеру ниже!
Информационные партнеры — BusinessViews и Ассоциация IT Ukraine.