Кому доверить спасение компании в кризис

Глобальные разлады в экономике больнее всего бьют по малому и среднему бизнесу. Как урезать расходы, как мотивировать своих сотрудников работать на 200% 24 часа в сутки, а поставщиков – сбросить цены – об этом сказано уже много. А вот кому доверить спасать «тонущий» бизнес, какими качествами и знаниями должен обладать такой человек или люди, и где их искать – об этом бизнесмены знают мало.

На данном этапе задача номер один для украинского бизнеса — не столько развиваться, сколько сохранить нажитое или попытаться адаптироваться к новым условиям. Компании закрываются сотнями, другие уходят в "тень", не имея достаточных доходов, чтобы платить налоги, спрос на многие товары и услуги упал до критического уровня. В такой ситуации единственным правильным выходом может показаться выжидательная позиция и урезание всех второстепенных и малоприбыльных направлений бизнеса. Но что, если вы чувствуете: не все потеряно, изменившийся рынок порождает спрос на новые услуги, которые, пока теоретически, способен предоставлять ваш бизнес. Может показаться, что такие изменения вам не под силу — тогда найдите того, на кого можно положиться, кто поддержит вас в трудный момент.

Директор компании "Группа Финансовых Решений" Любовь Цимбал считает, что в период кризиса первая задача руководителя предприятия — расшевелить коллектив и выбрать лидера, который поведет команду вперед. Как? Есть, как минимум, четыре варианта решения.

1. Берите бизнес в собственные руки

Вы сумели открыть и запустить бизнес, достигли успеха, и сейчас вам просто надо перестроиться под текущие условия. Ваше детище уже не будет прежним, но вы можете его направить в нужную сторону. Возможно, для этого придется расширить собственные познания в какой-то области: технологии развиваются настолько быстро, что знаний, которые мы получаем в вузах и накапливаем в процессе трудовой деятельности, быстро утрачивают актуальность. Многим людям приходится повышать квалификацию либо вообще переучиваться, чтобы оставаться востребованными специалистами. Так же и в бизнесе: в деле остаются лишь те, кто сумел вовремя сориентироваться и приспособиться. Учитесь сами, учите своих сотрудников и будьте впереди изменений.

2. Частично смените коллектив и ищите нового лидера

Возможно, ваши сотрудники "засиделись" на одном месте и им уже неинтересно работать в этом бизнесе. Присмотритесь: кто работает в полсилы, пытается избежать лишней нагрузки, отмалчивается на совещаниях? Безынициативность опасна для всего коллектива и смертельна для бизнеса, который переживает трудные времена. Тех, кому "скучно", пора отправить покорять новые вершины, а на их места пригласить других сотрудников. Вам нужны люди, готовые отдаваться делу, доказывать, что вы сделали правильный выбор, пригласив их к себе работать. Меняйте не только рядовых сотрудников — освежите и силы топ-менеджмента. Именно от этих людей зависит принятие важных решений и организация их исполнения на всех уровнях.

Во время собеседований обращайте внимание на лидерские способности кандидатов. Найдите хотя бы одного человека, достаточно опытного, чтобы с ним можно было говорить на равных, и достаточно харизматичного, чтобы к нему прислушивались окружающие.

3. Наймите кризис-менеджера

Это новая должность, но для Украины нынешний кризис не первый, и на нашем рынке уже появилось поколение опытных специалистов. Услуги по управлению в кризисные периоды предоставляют консалтинговые компании.

Но откуда берутся кризис-менеджеры? В вузах такой специальности нет — здесь можно стать экспертом по финансам с экономическими, юридическими или психологическими знаниями. Настоящим кризис-менеджером нужно либо быть от природы, либо стать им в процессе приобретения опыта. В любом случае, это специалист высокого класса, услуги которого стоят очень дорого.

Что он может для вас сделать:

  • проанализировать рынок и деятельность компании, выявить причины возникновения трудностей;

  • разработать и предложить изменения в стратегии ведения бизнеса, составить план финансового оздоровления;

  • выработать принципы антикризисного управления и противостояния внешним угрозам.

Приглашая в компанию кризис-менеджера, владельцу бизнеса нужно понимать, что придется разрешить стороннему человеку принимать решения в его бизнесе. К тому же руководитель должен быть готовым в дальнейшем управлять обновленной компанией, по сути — встать на место того же кризис-менеджера.

4. Пригласите антикризисную команду

Это вариант — для руководителя, который не готов полагаться на опыт одного человека, хочет сам участвовать во всех процессах и принимать ключевые решения. Антикризисная команда — ваш временный актив, поэтому вы должны установить для нее четкие цели, сроки их достижения и бюджет. Эти люди не делают за вас работу, они учат вас и ваш менеджмент работать в новых условиях — перестраиваться в нужном направлении и быстро реагировать на новые вызовы. В процессе часть коллектива компании может отсеяться, но проект-команда перекроет освободившиеся участки, а вы со временем найдете им замену.

Возможно, вы захотите сформировать собственную антикризисную команду. Это должна быть группа менеджеров и специалистов, объединенных общей целью спасти компанию и дать ей новое развитие. Менеджерам команды нужно быть готовыми адаптироваться к нововведениям и внешним вызовам, в случае необходимости — взять на себя управление другими подразделениями, уметь мобилизировать работу сотрудников в стрессовом режиме и при этом снимать психологическое напряжение в коллективе.

 

Основная цель владельца бизнеса в кризис — ловить свой шанс и задать компании новые темпы в развитии. Особенно это важно для украинских предприятий в нынешних условиях: не нужно быть экспертом в макроэкономике, чтобы понимать — этот кризис у нас надолго. И если вы чувствуете в себе силы бороться — дайте своему бизнесу шанс!