Аренда недвижимости, а не бургеры. На чем на самом деле зарабатывает МакДоналдс

Компания, которая продает картошку фри, бургеры и колу, большую часть денег зарабатывает не за счет этих продаж, а за счет сдачи недвижимости в аренду. Она сдает в аренду свои рестораны и сама почти не управляет бизнесом по продаже фастфуда. Вот как это работает.

Во время кризисов потребители меняют обычное поведение, и это отражается на компаниях, которые нам что-то продают. Меньше зарабатывают или вовсе разоряются туристические агентства, рестораны, гостиницы, производственные компании. А другие компании продают даже больше и больше зарабатывают. Как Zoom во время коронакризиса, потому что им начали пользоваться почти все. 

 

Во время кризиса 2008 года продажи МакДоналдса росли, и даже сильнее, чем в течение нескольких предыдущих лет. Компания открыла 600 новых заведений, а ROE, возврат на акцию, составил 29%. С одной стороны, причина такого результата в том, что когда у людей меньше денег, они предпочитают питаться дешевле. Но есть еще одна причина. МакДоналдс — это в первую очередь не заведение быстрого питания, а агентство по сдаче недвижимости в аренду. 

МакДоналдз — один из крупнейших собственников недвижимости в мире

В финансовом отчете за 2019 год есть одна очень интересная цифра: у МакДоналдз имущества и оборудования на 39 миллиардов долларов. Это значит, что МакДоналдз на 5 месте в мире по стоимости недвижимости, которая находится в собственности. 

Компания работает по франшизе

Как и конкуренты, МакДоналдз сумела открыть огромное количество заведений по всему миру благодаря модели франшизы. 85% ресторанов управляются франчайзи — компаниями, которые "арендуют" у МакДоналдз право работать под ее брендом — и платит за это деньги корпорации. 

 

Но в отличие от конкурентов, большая часть дохода МакДоналдз получает за счет арендных платежей, а не продажи бургеров. В 2019 году 64% франчайзинговых платежей пришли в виде денег за аренду.  

Аренда помещения — обязательная часть работы с МакДоналдз 

У МакДоналдз десятилетия опыта в покупке и продаже недвижимости, поэтому в компании отлично знают, какое место будет хорошим для продаж. Корпорация МакДоналдз покупает это место под ресторан. А когда кто-то хочет работать под брендом МакДоналдз в этом месте, корпорация подписывает с ним договор франчайзинга, в котором прописаны все детали, вплоть до нюансов приготовления бургеров.

 

Контракт обычно заключается на 20 лет. С условием, что ресторан будет находиться именно в том месте, которое уже куплено корпорацией. То есть у нее всегда есть кому сдавать в аренду помещение, и съемщик всегда будет платить больше, чем в среднем по рынку. Таким образом денежный поток от аренды гарантирован (франчайзи обязаны платить корпорации определенную сумму вне зависимости от объема продаж). 

МакДоналдз снимает с других предпринимателей большую часть рисков 

Вот актуальные цифры для Америки: обычно франчайзи платит за аренду 6-10% от продаж, а франчайзи МакДоналдз — 8,5-15%. 

 

Кроме того, в Маке все стандартизировано: набор блюд, рецепты, подходы к обслуживанию, и франчайзи не может изменить в этой модели почти ничего (на что добровольно соглашается). И прежде чем получить право работать под брендом, нудно пройти строгий отбор. 

 

Почему франчайзи соглашаются на такие условия? Потому что это очень хорошая инвестиция. В среднем ресторан делает продаж на 2,7 миллиона долларов в год, а прибыль равна 154 000 долларам. И даже то что у франчайзи не так много способов повлиять на бизнес, их риск небольшой — именно потому что корпорация МакДоналдз уже сделала за них большую работу: и выбрала локацию для ресторана, и прописала все стандарты работы чрезвычайно четко. А вот у других франшиз, может, и меньше требований, но риск больше. 

 

У МакДоналдз есть Hamburger University — собственная система обучения франчайзи. 

 

Hamburger University

 

А если ресторан не приносит ожидаемых результататов, МакДональдз просто может найти другого франчайзи на ту же точку после того, как у предыдущего закончится контракт, или вообще продать землю. 

Это очень выгодная модель и для корпорации МакДоналдз

Для МакДоналдз владение недвижимостью — больше, чем еще один дополнительный источник дохода. Это бизнес-модель. Потому что сдавать в аренду недвижимость прибыльнее, чем продавать гамбургеры. А американское налоговое законодательство, дает хорошие налоговые льготы на амортизацию недвижимости (хотя сама недвижимость может расти в цене). 

 

МакДоналдз и Волмарт — две компании в промышленном индексе Доу Джонса, чья стоимость выросла с 2008 года. Это одна из всего нескольких десятков компаний, которая в течение 25 последовательных лет платит все больше и больше дивидендов собственникам. 

МакДоналдз постепенно уходит с рынка фастфуда 

Статистика показывает, что ресторанов, которые управляются фрачайзи, становится все больше, а ресторанов, которые управляются непосредственно МакДоналдз, все меньше.  

 

количество ресторанов Макдоналдс

Хотя полностью отказываться от него пока не собирается 

В 2015 году группа инвесторов предложила выделить бизнес по управлению недвижимостью в отдельную компанию, которая стала бы полноценным игроком на рынке коммерческой недвижимости и не зависела от переменчивых настроений людей в отношении еды. Но компания решила этого не делать, потому что считает. что такая модель бизнеса делает ее уникальной и что у нее хорошо получается заниматься и тем, и другим. 

 

via