13 страшных слов фермера о деньгах. И что они обозначают — простым языком

Аграрии в Украине считают деньги сотнями тысяч. Агрохолдинги считают миллионами. А американские фермеры считают все то, что после запятой. У каждого решения, которое ты принимаешь как собственник бизнеса, есть последствия. Можно натренировать свое зрение четко видеть эти последствия. Для этого нужно разобраться в том, как работают финансы в агрокомпании.

1. Оборотные средства 

Что это такое. Денежные средства компании, которые нужны для ее работы. 

 

Объяснение человеческим языком. Давай представим, что твоя компания — это корова. И будем подбирать понятные аналогии. Так вот, оборотные средства в таком случае можно сравнить с молоком. Это все деньги, которые есть в компании и которые потом превращаются в прибыль и в дивиденды. 

2. Прибыль 

Что это такое. Разница между доходами и расходами компании на конец отчетного периода. 

 

Объяснение человеческим языком. Если оборотные средства — это молоко, то прибыль — это сливки. Для получения сливок молоко нужно пропустить через сепаратор. А чтобы получить прибыль, нужно молоко, наши оборотные средства, пропустить через бизнес. 

 

Агрокомпания закупает посевной материал, садит его, вносит удобрение, за которое платит поставщикам, собирает урожай и продает его, платит зарплаты и налоги — вся эта деятельность компании выступает как сепаратор. Те деньги, которые после этого всего остаются в распоряжении компании — сливки, то есть прибыль. 

3. Чистая прибыль 

Что это такое.  Сумма, которая остается после всех расходов и уплаты налогов. 

 

Объяснение человеческим языком. Для разных целей прибыль можно считать по-разному, и видов прибыли много. Например, один из видов прибыли, операционная, показывает, насколько успешно ты занимаешься агробизнесом. 

 

А чистая прибыль — какой ты бизнесмен в целом. Это цифра, которая в деньгах показывает твои успехи в ведении бизнеса в целом. И в выращивании с продажей, и в управлении бизнесом. Насколько удачно у тебя построена логистика и сколько денег ты на нее тратишь, на каких условиях ты берешь кредиты и как их возвращаешь, какие зарплаты платишь сотрудникам, сколько времени проходит между отгрузкой зерна и и оплатой за него — все это вместе показывает чистая прибыль. 

 

Почему это слово не страшно.  Потому что это тот показатель, который дает возможность посмотреть на бизнес комплексно. Он показывает эффективность всех видов деятельности сразу и то, сколько денег можно забрать из бизнеса и он при этом не обвалится. Именно из чистой прибыли владелец бизнеса получает дивиденды. 

 

Что такое прибыль

Часть инфографики, которая объясняет прибыль. Из курса о финансах для фермера "АгроГроші"

4. Дивиденды 

Что это такое. Часть прибыли, которая пропорционально разделяется между собственниками компании. 

 

Объяснение человеческим языком. Если взбивать сливки, из них выделится масло. Так и с дивидендами — это та сумма, которая осталась от прибыли после того, как часть собственник решил использовать для развития бизнеса. 

 

Почему эти слова не страшны. Очень важно различать эти виды денег и отделять одно от другого. Часто владельцы бизнеса финансируют свои личные нужды из денег компании: новую машину, поездку в Турцию… Многим это кажется логичным и допустимым, ведь для того люди и занимаются бизнесом, чтобы зарабатывать деньги, а потом их тратить. Но если собственник компании не понимает разницы между оборотными средствами, прибылью и дивидендами и не знает, сколько каких денег в бизнесе, он может ненароком вынуть из бизнеса не дивиденды, а прибыль или оборотные средства. И в момент, когда компании нужно будет совершить какие-то расходы, скажем, закупить посевной материал, денег на это не будет. 

 

Поэтому нужно помнить, что у разных видов денег есть свои задачи. И знать, сколько каких денег есть в бизнесе. На оборотные средства компания живет и осуществляет свою ежедневную деятельность. Прибыль — результат, ради которого она работает и без которого продолжать работу в будущем сезоне будет очень сложно. Дивиденды — то, что принадлежит тебе как собственнику. 

 

Деньги в бизнесе

 

Деньги в бизнесе

Разные виды денег. Из курса о финансах для фермера "АгроГроші" 

5. Финансовые отчеты 

Что это такое. Это те ненужные, по мнению многих фермеров, таблички, на которые бухгалтер регулярно тратит свое время: Баланс, Отчет о финансовых результатах и Отчет о движении денежных средств. В них собираются данные обо всех денежных операциях компании. 

 

Объяснение человеческим языком. Ненужными отчеты кажутся тем, кто в них не разобрался и еще не понял, как много информации о бизнесе можно из них понять. Если в этих отчетах разобраться, они расскажут, в какой спортивной форме находится бизнес прямо сейчас и чем компания может заболеть в ближайшее время, сколько денег приносит, почему именно стольку, почему их нет, когда они нужны, и откуда их можно взять. 

 

Почему это слово не страшно. Самое плохое, что можно сделать с финансами любого бизнеса — держать их в голове. Тебе как собственнику, если в компании нет финансового директора, нужно постоянно помнить: 

  • сколько денег ты должен и кому, 

  • сколько и кто должен тебе, 

  • сколько ты потратил на новый дрон, севалку, коровник,

  • сколько нужно будет заплатить сотрудникам, 

  • сколько денег останется в итоге

  • и много других фактов о том, что происходит с деньгами. 

 

Разрозненные записи финансовых операций в этом случае не помогают. Поэтому в голове у тебя каша из отрывочных знаний о финансовом состоянии бизнеса. Отсюда и возникает "внезапная" нехватка денег на новую технику или "озарение" о том, что новый дрон в реальности был не нужен. 

 

Так вот, отчеты помогают очистить голову от ненужных знаний и поместить их туда, куда нужно — в таблички отчетности. С ними все финансовые операции будут в порядке и на своем месте, а на вопросы "сколько денег я должен" или "куда делись деньги, вроде бы еще вчера были" можно будет найти быстрый и точный ответ. 

 

 

6. Отчет о движении денежных средств 

Что это такое. Отчет, который показывает, сколько денег зашло в бизнес и сколько вышло из него, и от кого компания получила деньги и кому их выплатила. 

 

Объяснение человеческим языком. Отчет показывает молоко — все деньги, которые проходят через бизнес и потом превращаются в сливки и масло. 

 

Почему это слово не страшно. Это базовый инструмент, который помогает убрать финансы из головы и освободить ее для более важных задач. Он раскладывает все деньги по полочкам: на одной лежат деньги поставщикам, на другой — от покупателей, рядом сумма за покупку трактора, банковские кредиты и все другие возможные денежные потоки. 

7. Отчет о финансовых результатах

Что это такое. Отчет, который показывает, сколько заработала компания. 

 

Объяснение человеческим языком. Этот отчет показывает сливки (прибыль компании).  

 

Он нужен, чтобы оценить, приносит ли бизнес прибыль и если приносит, то за счет чего. Например, у компании есть несколько направлений бизнеса: животноводство и растениеводство. Отчет покажет прибыль по каждому направлению (или убытки, если направление убыточно). 

 

Почему это слово не страшно. Любая компания должна зарабатывать деньги себе и собственнику. И если прибыль постоянно есть и растет, кажется что все хорошо и смотреть в этот отчет не надо. Но так будет не всегда. Прибыль может снижаться, а то и вовсе смениться убытками. Этот отчет нужен как раз для того, чтобы понять, почему так происходит. Он помогает разложить прибыль на составляющие и принять решения относительно будущего бизнеса: что нужно исправить, чтобы зарабатывать больше.  

8. Баланс 

Что это такое. Отчет, который показывает Активы — чем владеет компания, и Пассивы — откуда эти Активы взялись, кому компания за это должна и сколько.

 

Объяснение человеческим языком. Давай вернемся к аграрным аналогиям. Баланс показывает корову, ее размер и здоровье — состояние бизнеса прямо сейчас. Стоимость коровника — сколько денег потрачено, чтобы бизнес был таким, каким он есть сейчас, и на что именно. А также показывает то, кто профинансировал покупку коровы и строительство коровника — откуда ты взял деньги, которые сейчас в бизнесе. 

 

Почему это слово не страшно. Баланс решает одну из главных проблем собственника и менеджера: деньги вроде как есть, но где они — непонятно. Таким образом, если тебе вдруг надо купить новую технику, или пай после открытия рынка земли, или инвестировать в строительство склада, а ты обнаруживаешь, что средств для этого не хватает, именно из Баланса можно понять, где же они делись. А если регулярно анализировать Баланс, то нехватка денег не станет для тебя сюрпризом. перед большой покупкой ты будешь заранее знать, сколько налички на руках, сколько денег на счету, сколько на складе в виде СЗР, какая сумма вложена в поле во время посевной, сколько можно выручить от продажи техники, на какие суммы долга, который тебе вернут, можно рассчитывать и так далее. 

 

Что такое Баланс

Баланс можно представить в виде дерева: корни (Пассивы) питают крону (Активы). Из курса о финансах для фермера "АгроГроші"

9. Ликвидность 

Что это такое.  Возможность погашать долги в сжатые сроки. 

 

Объяснение человеческим языком. Собственника обычно интересует то, сколько заработает компания и лично он. Но прежде чем зарабатывать деньги, их нужно потратить. Компании всегда нужно оплачивать расходы: покупать удобрения, семена, платить зарплату, платить поставщикам техники и так далее, иначе бизнес не сможет зарабатывать деньги. Вот тут хорошо бы понимать, насколько быстро компания может заплатить за все, за что должна заплатить. 

 

Почему это слово не страшно. У ликвидности есть разные показатели, и проанализировав их, можно узнать, насколько устойчивым будет компания в разных ситуациях. Например, если к тебе вдруг придут все, кому ты должен денег, и скажут "отдавай, нам срочно надо". А если после анализа окажется, что у компании проблемы с тем, чтобы со всеми расплатиться, можно заранее принять меру, чтобы исправить эти проблемы. 

10. Бюджетирование

Что это такое. Составление финансового плана компании на год. 

 

Объяснение человеческим языком. Перед началом каждого сезона ты планируешь урожай по каждой культуре. Это твоя цель, на достижение которой ты бросаешь все ресурсы бизнеса. И зная эту цель, рассчитываешь, сколько гектар будет засажено определенной культурой, какое количество СЗР нужно потратить, какой будет урожайность и выручка. 

 

При работе с финансами есть точно такой же план, как и при планировании посевной. Это бюджет компании. С его помощью ты планируешь прибыль, которую получит бизнес, и расходы, которые для этого нужно будет понести. 

 

Почему это слово не страшно. Бюджет похож на цель, которую ты отмечаешь в навигаторе, когда едешь куда-то в незнакомое место. Так же, как и с помощью навигатора ты можешь понять, сколько времени придется провести в дороге, какое количество бензина потратить и сколько остановок для отдыха сделать по дороге, с помощью бюджета ты увидишь, как нужно действовать, чтобы получить запланированную прибыль. 

 

Бюджетирование

Что дает возможность увидеть бюджет компании и как его строить. Из курса о финансах для фермера "АгроГроші"

11. Прогнозирование

Что это такое. Сравнение плана с реальностью. 

 

Объяснение человеческим языком. Дело не заканчивается определением цели в бюджете. В нем записано то, к чему компания стремится, но по ходу работы приходится отклоняться от плана. В жизни всегда возникают новые обстоятельства, например, пришлось потратить деньги на срочный ремонт техники, заплатить больше за удобрения, не были вовремя поставлены СЗР, погода оказалась не такой, на которую рассчитывал. Поэтому нужно регулярно сравнивать запланированные цифры с теми, к которым ты приближаешься в реальной жизни. Это сравнение и есть прогнозированные, а те цифры, к которым приходит компания — прогнозом. 

 

Почему это слово не страшно. Без бюджета и прогноза компания двигается в будущее вслепую. Если бюджет — это навигатор, то отсутствие бюджета и прогноза можно сравнить с поездкой по неизвестной дороге без навигатора. В такой случае решения приходится принимать спонтанно, потому что нигде не зафиксирована цель на будущее и нет оценки того, как компания достигает этой цели. 

12. ROI 

Что это такое. Возврат на инвестиции. Это финансовый коэффициент, который показывает рентабельность бизнеса. ROI = (прибыль/инвестированный капитал)*100. 

 

Объяснение человеческим языком. Мы уже определились, что прибыль — это сливки, которые ты снимаешь с бизнеса. А ROI показывает жирность сливок. Как и жирность, считается в процентах. 

 

Почему это слово не страшно.  Каждое вложение денег в бизнес — это выбор: стоит ли инвестировать или есть более удачные варианты их использовать. ROI как раз и помогает ответить на этот вопрос, сравнить разные варианты инвестиций. Выгодно ли тебе вообще заниматься бизнесом или больше денег можно заработать просто положив деньги в банк? Или инвестировав в другой бизнес? Чем выгоднее заниматься, растениеводством или животноводством? Кукурузой или подсолнечником? 

13. Финтех 

Что это такое. Технологии, которые работают в финансовой сфере. 

 

Объяснение человеческим языком. Ты точно не вспахиваешь поле с помощью волов, у тебя есть для этого техника. Которая использует для точной ориентировки навигатор. Так и в финансах есть технологии, которые делают общение фермера и банка проще. 

 

Почему это слово не страшно. Потому что благодаря финтеху ты можешь получить кредит без бумажной волокиты и намного быстрее, чем работая напрямую с банком. Есть финтех-приложения, которые это обеспечивают. Тебе почти ничего не надо делать. Достаточно зарегистрироваться в приложении, заполнить минимум информации о компании, и предложение само отправит запрос сразу в несколько банков, часто вместе с дополнительными данными, нужными банку, чтобы принять решение о выдаче тебе кредита. Эти дополнительные данные оно возьмет из открытых источников и государственных реестров. Более подробный обзор таких приложений — у наших друзей из Aggeek

  

Хочете знати, як аграрій може профінансувати свій бізнес та щодо треба знати про фінанси агробізнесу? Скільки грошей власник може забрати з компанії, а скільки потрібно залишити, щоб вона не завалилась? Які можливості отримати додаткове фінансування має аграрій? Перегляньте перший гід про фінанси агробізнесу в інфографіці.

Гід підготовлений контент-маркетинговою агенцією Top Lead в партнерстві з Baker Tilly та Credit Agricole Bank. Інформаційний партнер — AGGEEK Money.