Беспилотники на службе медицины: чем поможет летающая "скорая"?

Дроны пригодны не только для фотографических экспериментов или разведывательных целей.
Голландский энтузиаст переоборудовал беспилотник в летающую "скорую помощь", которая способна спасти жизни тех, кто пострадал от сердечного приступа.

Ежегодно 800 тысяч граждан ЕС переносят сердечный приступ. В Украине, куда меньшей по размеру, от инфарктов и инсультов умирает 190 тысяч человек в год. Основные причины возникновения этих заболеваний — курение, лишний вес, недостаточная подвижность. Если с курением государство борется на законодательном уровне, вводя запрет на "употребление" сигарет в общественных местах, а записаться в спортзал или на фитнес каждый может самостоятельно, то с еще одной причиной высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний можно справиться только после усовершенствования Министерства здравоохранения.

Несвоевременно оказание медицинской помощи существенно ухудшает прогноз. Если помочь пострадавшему от инфаркта в первые 40 минут — риск развития инфаркта практически отсутствует. В Киеве же картина не радужная: в среднем помощь оказывается только через 7.5 часов с начала инфаркта миокарда. При этом смертность от инфаркта составляет 62% в структуре общей смертности, в три раза превышая показатели смертности от рака, туберкулеза, инфекционных заболеваний и СПИДа вместе взятых.

В Евросоюзе с проблемой задержки в оказании медицинской помощи решили бороться высокотехнологичными методами. Выпускник Делфтского технического университета (Нидерланды) Алек Момонт разработал "летающую скорую помощь" — правда, узкоспециализированную. Беспилотник его конструкции представляет собой дефибриллятор, способный передвигаться со скоростью свыше 100 км/ч. До пациента, который находится в "квадрате" дрона (12 км2), аппарат может добраться менее чем за 1 минуту.

Беспилотник также оборудован видеокамерой и аудиосистемой, которые позволяют оператору "скорой" инструктировать человека, находящегося рядом с пострадавшим, о правилах оказания первой помощи.

Внедрение такой системы в Украине потребует затрат не только на закупку летательных аппаратов и дефибрилляторов, но и на развитие инфраструктуры (без доступного и стабильного интернета летающая "скорая помощь" в разы потеряет в эффективности). Однако 190 тысяч спасенных жизней в год того стоят.