Стартап месяца: город Николаев (да, ты прочитал верно)

В Украине есть стартапы не только в сфере технологий, сейчас вся страна — стартап.
Стартап — это компания, которая ищет свою бизнес-модель. И Николаев тоже ищет свою новую бизнес-модель, которая бы сделала город с устаревшей советской промышленностью современным деловым центром.

В 2015 году в Николаеве прошли выборы мэра, на которых победил молодой руководитель IT-компании Александр Сенкевич. Теперь новое руководство пытается сделать современным город с остатками советской промышленности.

Город традиционно был центром кораблестроения

В прошлом в Николаеве строили корабли для всего СССР, поэтому иностранцам там находиться запрещалось, работали в городе только местные жители. Даже фото Николаева того периода, снятых интуристами, почти нет, разве что эти снимки общественного транспорта, которые тайно сделал немец в 1979 году.

 

Николаевский трамвай

 

Но больше развиваться в этом направлении он не может — мировой рынок судостроения падает

Одно из важнейших решений для стартапа — понять, на каком он рынке. После тщательного изучения мирового рынка кораблестроения стало понятно, что Николаев на этот рынок уже не вернуть, развиваться в том же направлении, что и при СССР, город больше не может. И вот почему: судов в мире много, потребности в новых нет. В 2012 году объем заказов на строительство новых кораблей в ЕС снизился на треть в сравнении с докризисным уровнем, с 2008 года ЕС потерял 50 тысяч рабочих мест в судостроении, заказов на грузовые суда почти не поступает. Падает производство кораблей и в Турции, в основном турецкие судостроительные заводы заняты ремонтом, а не постройкой новых кораблей.

 

судостроение в мире — тренды

Соотношение спроса и предложения на мировых рынках судостроения. Источник: SEA Europe elaboration of data from IHS Fairplay, 2013

Лидеры рынка кораблестроения в мире — Китай, Южная Корея, Япония, Бразилия и Филиппины. Европейские страны занимают на рынке незначительную долю.

 

лидеры кораблестроения в мире

Заказы на постройку кораблей в мире. Источник: Clarkson"s january WSM

Все предприятия Николаева, заточенные под строительство больших кораблей, уже не нужны, их нет смысла даже модернизировать. Город находится далеко от маршрутов международной торговли, у него нет наработанных контактов с мировыми компаниями, нет технологических преимуществ. Николаев ничего не может предложить миру в этом плане. Эта ситуация хорошо показывает, насколько Украина отстала от мировых тенденций развития промышленности.

 

А город должен развиваться, зарабатывать деньги и улучшать жизнь горожан. Николаевская мэрия разработала бизнес-модель, которая в этом поможет.

Новые направления, в которых будет развиваться Николаев

Анализ показал, что у города есть перспективы в таких сферах.

Производство морского оборудования для небольших судов (навигационные системы, мачты, корпуса и так далее)

У города удачное расположение, он может обслуживать страны Черноморского региона и Восточной Европы. В Николаеве есть профильные учебные заведения и специалисты. К тому же, в Восточной Европе рынок поставки морского оборудования находится на начальной стадии, поэтому у тех, кто успеет на него выйти сейчас, есть преимущество перед конкурентами.

Переработка сельхозпродукции

Город находится в центре самого большого сельскохозяйственного региона страны, в нем удобно разместить производственные мощности АПК. Поскольку население мира растет и его надо кормить, а Украина всегда была страной с сильным сельским хозяйством, это очень перспективная отрасль для инвестиций. В Николаеве уже работают Bunge, Cofco, Kernel, Nibulon. А через Николаевские порты экспортируется 70% продаваемого за рубеж зерна.

 

Порты рядом с Николаевом

Порты рядом с Николаевом 

Водный туризм

В Николаеве самая длинная береговая линия в черте города в Украине, он стоит на двух реках — Южном Буге и Ингуле. Есть инфраструктура для развития яхтенных стоянок, регат, водного парка развлечений.

Город моей яхты в рамках большего проекта развития набережной

Дело в том, что зимой яхты нужно обслуживать и ремонтировать. Планируется стимулировать бизнес, который бы занимался подобным сервисом в холодное время года. Всего в Украине зарегистрировано 177 тысяч яхт и судов.

 

Николаев с дрона

Город с высоты птичьего полета

Николаев — один из лучших городов Украины для инвестиций  

Город занял первое место в категории лучших городов среднего размера по экономической эффективности в рейтинге журнала fDi intelligence, который выпускает отдел аналитики Financial Times. Также он на пятом месте среди лучших городов для бизнеса в Украине по данным Forbes.  

 

инвестпроекты в Николаеве

Куда инвестировать в Николаеве? Оранжевый — промышленная зона, желтый — склады, малиновый — территория для индустриального парка, красный — территория для терминалов.

Чтобы презентовать Николаев инвесторам, разработаны инвестиционная брошюра, видео-ролик и сайт, на котором есть информация о привлекательных проектах, в которые можно уже сейчас вложить деньги. Проводятся пресс-конференции, инвестфорумы и встречи с инвесторами.

 

 

Чтобы привлекать инвестиции, создано Агентство развития Николаева

Классному стартапу нужно слаженная команда и бизнес-модель, которая приносит деньги. О бизнес-модели мы писали выше, а командой, которая развивает стартап, стало Агентство развития НиколаеваЗадача Агентства —  повышать качество жизни в городе. Оно привлекает инвестиции, развивает город и инфраструктуру, участвует в развитии гражданского общества. Команда уже реализовала 16 проектов местного развития, для которых привлекла 2,3 миллиона гривен внешнего финансирования.

 

Создан Ресурсный центр общественных инициатив. Он помогает общественным организациям писать проекты для улучшения города, проводит образовательные мероприятия. Центр помог реализовать 26 городских проектов, в том числе проект по раздельному сбору мусора в школах Николаева. Разработана концепция реконструкции исторической части города, модернизируется городское освещение — в городе не было ни одного качественно освещенного пешеходного перехода, ремонтируются лифты, очистные сооружения и канализация, идет поиск инвесторов для строительства объездного моста, презентован дизайн-код для рекламных вывесок главной улицы города. Создано отделение Украинской академии лидерства. Все эти проекты поддержал Western NIS Enterprise Fund.

 

Кроме этого, в городе проходят учебные семинары для депутатов, например, тренинги по управленческому развитию, о нюансах бюджетного процесса.  

 

академия лидерства Николаев

Слушатели курсов в николаевской Академии лидерства 

Во что вложить деньги — список объектов для инвестиций

Пока в Украине никак не запустится новая волна масштабной приватизации, город Николаев уже сейчас предлагает инвесторам много объектов, к примеру, поликлинику, речной вокзал, завод "Флагман". Полный список можно посмотреть тут, и он постоянно обновляется. Условия оговариваются индивидуально для каждого инвестора.

 

верфь в Николаеве

Черноморская яхтенная верфь

 

тепловозоромонтный завод Николаев

Николаевский тепловозоремонтный завод  

В Николаеве будет свой индустриальный парк

Это один из ключевых объектов города. Сейчас Агентство развития ищет управляющую компанию, чтобы зарегистрировать парк в МЭРТ. Для инвесторов будут предусмотрены льготы в налогообложении, сейчас идет формирование концепции.

индустриальный парк Николаев

Индустриальный парк "Николаев"

Цель на 2017 год — 500 новых рабочих мест

В прошлом году были завершены инвестиционные проекты на сумму 320 миллионов долларов. В этом году ее, судя по всему, будет сложно превзойти. В планах Агентства развития Николаева привлечь как минимум одного инвестора и создать как минимум 500 рабочих мест с зарплатой выше средней (больше 250 евро). Кажется, это мало? Главная цель команды — улучшать качество жизни в городе, поэтому оценивать её работу в первую очередь нужно не по сумме инвестиций, а по количеству созданных рабочих мест.



Большинство украинских городов сейчас находятся примерно в такой же ситуации, как Николаев: в мире 2017 год, а у них все еще 1970-е. Города до сих пор рассчитаны на то же количество транспорта, те же заводы все так же загрязняют атмосферу, а велодорожку найти сложнее, чем мужчине родить ребенка.

 

После Майдана появилась возможность сделать города лучше. Украинцы показали, что умеют организовываться, если очень хотят, а децентрализация позволила местным бюджетам получить больше денег, советам — больше полномочий. Поэтому мы и написали в начале статьи, что Украина — это страна-стартап. Каждый город в отдельности и страна в общем ищут свою бизнес-модель — способ заработать и приносить прибыль гражданам. А инвестировать в стартап всегда лучше на старте движения вверх, то есть именно сейчас.

 

Разработчиков каждого стартапа мы просим нарисовать свой бизнес на салфетке. Николаев — тоже стартап. И вот его бизнес-модель видят в Агентстве развития Николаева. Агентство, словно магнит, привлекает инвестиции, которые помогают развиваться обществу, бизнесу и выполнять свои функции местной власти. 

 

салфетка николаев