6 самых популярных схем развода на OLX и как им противостоять

Мошенники изобретательны и даже старания магазинов и сервисов доставки не всегда могут обезопасить тебя от потери денег. Поэтому подключай собственную наблюдательность, включай легкую паранойю и прочитай о методах развода и способах от них защититься.

Обманывают продавца

1. Фишинг —выманивают данные карточки 

Если покупатель сбрасывает тебе ссылки на сайты, на которых тебе нужно ввести номер карточки, срок действия, cvv-код или код, который придет в смс, помни — это фейковые сайты, которые маскируются под сервисы доставки или оплаты. Эти данные попадают напрямую к мошенникам, и они снимают деньги с твоей карточки. 

 

Что делать? 

1. Вводить любые данные с карточки можно исключительно на официальных сайтах сервисов. Сравнивай адреса в ссылках на официальные сервисы (находи их в гугле) и в ссылках, которые тебе присылают. Разница в одном знаке — это уже другой адрес. 

 

2. Да и вообще не переходи по посторонним ссылкам, в этом просто нет необходимости. 

 

3. А если ты продаешь товар, то тебе точно не нужно предоставлять срок действия карточки, cvv-код или код из смс, потому что покупателю хватит одного только номера карточки, чтобы он смог перечислить тебе деньги. Другая информация при продаже не нужна вообще никогда. Она требуется при покупке, если ты платишь за товар, а если платят тебе — нет. 

 

4. Также не переходи общаться с покупателем в мессенджеры, делай это исключительно на платформе OLX. 

2. Продавцу показывают отфотошопленный чек об оплате 

В этом случае мошенник не спрашивает у тебя ненужные ему детали, а интересуется только номером карточки. И говорит, что перечислил деньги через терминал iBox или другой сервис оплаты. Но так как это мошенник, в реальности деньги он не перечислял и тебе на карточку ничего не пришло. Зато он показывает фотографию чека из терминала — как бы в доказательство своих слов. Просто деньги, мол, еще не дошли, но ты уже можешь отправлять товар. Ты его отправляешь, ждешь, что деньги вот-вот придут… Но они не придут никогда. Потому что тебя развели. 

 

Если у тебя закрадываются сомнения, есть способ проверить, действительно ли деньги перечислены: на чеке есть его номер и телефон техподдержки сервиса, позвонив в которую можно узнать детали об операции. И вот ты звонишь, оператор подтверждает, что деньги долго идут. И ты поверив, отправляешь товар. Но как ты уже понял, это не настоящий чек, а отфотошопленный, и оператор — член команды мошенника. 

 

Что делать? Если тебе сбрасывают чек об оплате, найди на официальном сайте сервиса, через который сделан перевод, номер телефона настоящей техподдержки и узнай у нее, что это за чек. 

3. Товар подменяют на почте 

Представь, что ты продаешь кроссовки кому-то из другого города и ты не можешь передать их в руки покупателю. Часто при в таком случае покупатель просит отправить кроссовки наложенным платежом — то есть ты получишь деньги только после того, как покупатель их заберет. Это нормальная схема. 

 

Но если покупатель окажется мошенником и сможет подменить кроссовки на что-то другое, ты попадешь на деньги. После подмены тебе приходит сообщение, что покупатель товар не забрал и он вернулся в отделение отправления — забирай его сам. И когда ты приходишь в отделение, то понимаешь, что в упаковке вместо кроссовок за 3000 гривен шлепанцы за 200. Ты остался и без товара, и без денег. 


Конечно, в таком случае "покупатель" просто перестанет отвечать на звонки и сообщения, и без помощи полиции ты его не найдешь. 

 

Такая схема преимущественно возможна при пособничестве сотрудника почты. Ну или "покупатель" незаметно подменит кроссовки на шлепанцы и заявит об отказе от получения, хотя сделать это сложно, скорее всего его засекут сотрудники или камеры.

 

Что делать? 

1. Застраховать товар. У почтовых сервисов есть такая опция. 

2. Снять на видео процесс упаковки товара в отделении почты и распаковки при получении — чтобы были доказательства твоей правоты. 

3. Писать о такой истории в соцсетях, чтобы сделать ее публичной — возможно, на нее отреагирует руководство почтового сервиса и компенсирует стоимость потерянного товара. 

Обманывают покупателя

4. Тебе отправили не тот товар, который ты ожидал, или поврежденный

В отличие от предыдущих, это схема обмана покупателя, а не продавца — ты покупал кроссовки, а получил шлепанцы. Или кроссовки оказались поврежденными, на несколько размеров меньше… Да мало ли, как фото может отличаться от реальности. 

 

Что делать? В этом случае наложенный платеж тебя защитит, потому что обманщик не получит деньги, если ты откажешься забирать товар.

5. У тебя требуют предоплату

На сервисах объявлений могут быть аккаунты, которые маскируются под бренды настоящих магазинов и создают впечатление, что те продают и у себя на сайте, и на OLX. Второй вариант — создают впечатление, что они магазины, у которых просто нет сайта. Они требуют предоплату, обещают после нее отправить товар и, конечно, ничего не отправляют. 

 

Что делать? 

1. Зайди на сайт магазина, найди его контакты и узнай, продают ли они что-то на OLX. 

2. Вбей в гугл контакты подозрительного продавца — есть сайты, которые собирают отзывы о номерах телефона, и по этим отзывам можно понять, что ты имеешь дело с мошенниками. 

3. Читай отзывы под разными товарами, если они написаны не настоящими покупателями, а за деньги, это часто видно. 

4. Если в профиле написано, что это аккаунт магазина, и по указанной ссылке действительно есть сайт магазина, проверь сайт через сервис Whois.com. Он позволяет узнать некоторые технические детали сайта, в том числе дату регистрации. Если она свежая, это подозрительно. 

6. Подделка под безопасный платеж

Это схема, аналогичная разводу продавца из пункта №1, но для покупателя. И реакция должна быть такой же. 

 

Хочете знати, як аграрій може профінансувати свій бізнес та щодо треба знати про фінанси агробізнесу? Скільки грошей власник може забрати з компанії, а скільки потрібно залишити, щоб вона не завалилась? Які можливості отримати додаткове фінансування має аграрій? Перегляньте перший гід про фінанси агробізнесу в інфографіці.

Гід підготовлений контент-маркетинговою агенцією Top Lead в партнерстві з Baker Tilly та Credit Agricole Bank. Інформаційний партнер — AGGEEK Money.