Как просить коллег о помощи

Новая работа - это и новые обязанности, к которым сложно привыкнуть. Один из способов быстрее втянуться в график и начать работать в удовольствие - попросить о помощи коллег. Как сделать это правильно?

Вам удалось убедить сотрудников отдела по персоналу, что вы справитесь с новой должностью. Но карьерный рост предполагает и дополнительные обязанности, с которыми вы, возможно, раньше не сталкивались.

О помощи многие новые сотрудники просить стесняются — ведь руководство может посчитать, что вы не справляетесь с обязанностями. Не бойтесь. Правильно сформулированная просьба помочь не только избавит вас от многих проблем, но и позволит показать серьезное отношение к делу и проявить инициативу.

1. Помните — вы новичок

Фраза "Я недавно здесь работаю" способна творить чудеса. Вместо того, чтобы пытаться понять правила игры самостоятельно, спросите у коллег или начальства, почему дела ведутся именно таким образом. Почему та или иная задача важнее, чем остальные? Почему установлены сроки, в которые сложно уложиться? Постарайтесь понять принципы работы компании не опытным путем, а расспрашивая коллег. Во-первых, это значительно быстрее. Во-вторых, вы сможете наладить отношения с новым коллективом.

Аргумент "я новичок" работает очень недолго. Если вы задаете вопросы о базовых вещах в первый месяц работы — это нормально. Через три месяца работы такие вопросы действительно станут наводить на подозрения о вашей некомпетентности.

Здесь уместно правило "лучше раньше, чем позже". Чем раньше вы спросите, тем раньше получите ответ и сможете действовать согласно новым знаниям. Может показаться, что вы не понимаете, в чем суть вашей работы. В первые недели это нормально. Гораздо хуже, если тот же вопрос о своих обязанностях вы зададите через несколько месяцев после смены работы. Вот тогда станет очевидно, что все это время вы были заняты неизвестно чем. Уже не будет иметь значения, что вы прилагали все усилия, чтобы понять суть работы. Вы заработаете существенный минус к оценке ваших коммуникативных способностей, продуктивности и надежности.

2. Задавайте вопросы правильным людям

Если бы попросить о помощи было так легко, все бы только этим и занимались. Но ведь не хочется отвлекать по пустякам занятых людей и задавать те вопросы, на которые ответ можно найти самостоятельно.

Сложность в том, чтобы найти правильного человека. И это не всегда начальник или куратор, ответственный за адаптацию новых сотрудников.

Есть три направления, в которых можно задавать вопросы: наверх (руководителю), вниз (вашему помощнику) и наружу (вопросы коллегам). Правильный человек может найтись в любом из направлений.

Меньше задумывайтесь о том, кого вам положено спрашивать. Подумайте, кто скорее всего даст вам ответ — или тем, с кем легче общаться. Возможно, это будет секретарша, мило объяснившая вам, как работает местный копировальный аппарат. Или студент, проходящий практику в компании. Люди, которые еще помнят, как сами были новичками, охотнее откликаются на просьбы о помощи.

3. Извлекайте максимум пользы

Вы нашли людей, которым можно задать вопросы. Настало время самих вопросов. Не дергайте отзывчивого коллегу по поводу каждой мелочи, которая пришла вам в голову. И постарайтесь не отвлекать их, если уверены, что сможете найти ответ самостоятельно.

Составьте список трудностей, с которыми вы сталкиваетесь. Запишите в него все: от зависающего компьютера до невозможности связаться с деловым партнером. Затем расставьте приоритеты и выберите 2-3 проблемы, без решения которых вы не можете работать эффективно.

Затем при случае спросите коллегу, к кому стоит обратиться с вашей проблемой. Если у вас проблемы с компьютером — не заставляйте коллегу чинить технику. Лучше уточните, есть ли приходящий системный администратор, когда он появляется и кто его обычно вызывает.

От общения с коллегами вам нужна не столько непосредственная помощь, сколько консультация "эксперта по правилам жизни в компании".

Первые несколько недель — самое время для того, чтобы не стесняться задавать вопросы и просить коллег о помощи. У вас еще будет время проявить себя как специалиста. А несколько разумных советов позволят вам быстрее выйти из роли новичка и заняться настоящим делом.

Фото - Rupert Ganzer

Источник — The Muse