9 типов поведения, которые утомляют других людей больше всего

Парадокс: скучными не боятся показаться только феерически нудные люди. Зато полно нестандартных личностей, которые опасаются, что другим с ними неинтересно.
Что на самом деле заставляет людей смотреть на часы, когда вы с ними общаетесь, и как не показаться унылым занудой?

Социальный психолог Марк Лири вместе с тремя коллегами провел серию исследований, посвященных увлекательной теме — "скука". Как показали результаты экспериментов, утомлять людей может что угодно: и то, что вы говорите, и то, как вы это делаете. Важно и содержание, и стиль изложение мыслей.

Еще один интересный вывод: нам действительно стоит беспокоиться о том, не сочтут ли нас скучными собеседниками. Дело в том, что окружающие склонны приписывать нудным людям и другие недостатки, никак не связанные с умение поддержать разговор.

В первом исследовании психологи попросили участников составить список всего, что им кажется скучным в других людях. Из полученных ответов Лири и команда выбрали 43 самых популярных ответа. Еще несколько сотен добровольцев должны были отсортировать пункты из списка по степени "нудности". В итоге ученые получили топ-лист из 9 типов поведения, который утомляет других людей больше всего.

1. Эгоцентризм и негатив

Ничто так не раздражает людей, как ваши разговоры о себе-несчастном. Одно дело, когда две подружки собираются поплакаться друг другу в жилетку и пожаловаться на личную жизнь и стерву-начальницу. Ключевая фраза: "друг другу". Людей заставляют скучать не столько ваши проблемы, сколько полное отсутствие интереса к их жизни. Быть вечным оптимистом не обязательно, как и скрывать от друзей свои трудности. Но постарайтесь не забыть, что вы не на кушетке у психоаналитика — который, кстати, за выслушивание вашего нытья получал бы неплохие деньги.

2. Банальности

Те же темы, те же шутки, бесконечные пересказ 2-3 историй из жизни. С новыми знакомыми это прокатит. Но люди, с которыми вы общаетесь хотя бы пару месяцев, скорее всего слышали ваши любимые анекдоты. И все, кто старше 5 лет, в курсе тезисов из серии "трава зеленая, небо голубое, политики не те, экономика не там, мир катится не туда". Попробуйте добавить хоть что-нибудь свое к общеизвестным фразам.

3. Низкая эмоциональность

Если вы ведете себя, как снулая рыба, говорите тихо и монотонно — вы автоматически убаюкиваете собеседника. Он начинает воспринимать вас и ваши слова как часть природы, источник фонового шума. Просто потому, что на ваших тезисах сложно сконцентрироваться и выделить их из общей "звуковой картины" пространства.

Гайдну в Симфонии № 94 будить публику помогали литавры — вам может пригодиться его метод. Поучитесь интонировать, или хотя бы хлопайте в ладоши перед особо важной с вашей точки зрения мысли — возможно, собеседник проснется. По крайней мере, не заскучает.

4. Занудство

Мееееедленная, меееедленная речь, бесконечные остановки и паузы на середине слова, задумчивое протирание очков, повторение одного и того же в разных вариантах... Активнее, активнее, что дальше-то было?!

5. Пассивность

Отсутствие собственной точки зрения, склонность отделываться общими фразами и цитированием "авторитетов". Люди хотят общаться с вами, а не со сборником афоризмов.

6. Эгоцентризм, версия 2.0

Вы говорите только о себе, зато бесконечно. Вы тут не один, вообще-то.

7. Излишняя серьезность

Если у вас проблемы или вы пришли на деловую встречу — тогда ладно. Но на вечеринке постарайтесь сделать лицо попроще и хотя бы немного расслабиться. Не можете веселиться — хотя бы не портите настроение другим свои унылым выражением лица.

8. Попытки понравиться другим

Фальшивые попытки быть веселым и милым не засчитываются. Люди намного лучше определяют фальшь, чем вам кажется.

9. Переключение внимания

Вы часто прерываетесь на что-то, что мешает беседе: уходите заваривать чай, прерываете собеседника ценным замечанием об интерьере заведения или комментариями а-ля "ой, смотри, какая девушка за пятым столиком!". Слишком много болтовни не по теме утомляет.

На следующем этапе исследования ученые записали на видео несколько бесед и попросили участников эксперимента оценить "спикеров".

Обнаружилось 4 основных отличия в поведении "скучных" и "интересных" людей:

1. Интересные люди больше делятся собственными мыслями и чувствами (это не то же самое, что говорить о себе).

2. Интересные люди оперируют не только эмоциями, но и фактами — то есть дают не только чувства, но и полезную информацию.

3. Скучные люди "льют воду" — говорят ничего не значащие фразы или просто поддакивают собеседнику "для поддержание разговора".

4. Скучные люди в принципе меньше участвуют в разговоре и вовлекаются в процесс, чем те, кого оценили как "интересных собеседников".

Скучный — это полбеды

В последнем эксперименте Лири и коллеги показали участникам эксперимента видеозаписи людей, которых до того признали особенно скучными — или особенно интересными (не уточняя, кто какую характеристику получил). После просмотра видео участников опыта попросили оценить людей на экране по множеству параметров.

Результаты эксперимента удивили всех.

"Самых скучных" людей посчитали заодно суровыми, неприятными, менее популярными. Они показались оценивающим недоброжелательными и пассивными. Участники эксперимента также решили, что таких людей сложно "узнать поближе", и с ними нелегко подружиться.

Им даже приписывали качества, никак не связанные со "скучностью" в беседе. Так, их с меньшей вероятностью оценивали как сильных, надежных или наделенных лидерскими качествами.

Из 18 характеристик только 2 никак не зависели от того, скучным или интересным показался собеседник. И тех, и других примерно одинаково оценивали по степени ответственности и компетентности.

И только в одной категории зануды переплюнули харизматиков: они показались более умными.

Фото - Julian Fong

Источник - Psychology Today