Аутсорс для агрария: как экономить деньги? Что говорят об этом реальные фермеры

Купить дрон или нанять компанию, которая занимается опрыскиванием профессионально? Потратиться на сеялку или арендовать? Ты точно задавал себе эти вопросы. А если нет, скоро задашь, потому что платить за новую технику будет все сложнее. Вот опыт реальных аграриев из фермерских хозяйств и агрохолдингов — они рассказывают о своей мотивации отдать какие-то задачи на аутсорсинг и объясняют, какие плюсы и минусы дает аутсорс.

Аутсорс дает возможность фермерам развивать переработку и конкурировать с агрохолдингами  

Степан Зулинский, CEO Carefield (аутсорсинг различных процессов для аграриев). 

Фермер закрывает с помощью аутсорса два вопроса: время и деньги. Про время нужно сказать отдельно. Например, покупаешь ты опрыскиватель, и потом с ним надо работать — либо лично, либо посадить за него механизатора, контролировать, организовывать процесс — на все это нужно время. А его можно было бы тратить на что-то другое — на создание переработки, элеватора, на личную жизнь… Если раньше фермеру было достаточно уделять свое время только первому этапу производства, выращиванию сырья, то когда становится вопрос конкуренции с холдингами, ему нужно уже думать о переработке, чтобы уметь зарабатывать больше с гектара. Тем более что стоимость  аренды будет дальше расти, и цепочка "произвел — продал сырье" не будет уже обеспечивать достаточную маржу. 

И снимает необходимость содержать технику и платить зарплату между сезонами  

Андрей Кияненко, генеральный директор Агропрайм Холдинг (растениеводство и свиноводство) 

Если у тебя есть своя техника, она простаивает, механизаторы сидят незагруженные, то есть это несет дополнительные затраты. Зачем это нужно? Лучше, когда нам в нужный момент предоставили услугу. А у нас своя ключевая компетенция — выращивание, ее мы и развиваем. 

 

Алишер Тяжин, генеральный директор "Кусто Агро" (выращивание, переработка, экспорт зерновых, зернобобовых, животноводство). 

Аутсорс — это всегда меньше затрат в обслуживании. Мы в этом году наняли Carefield три сеялки на кукурузу, отлично отработали. Заплатили доллар за гектар, потратили на солярку и все. А изначально идея была купить новую сеялку за полмиллиона долларов и трактор. Потом посчитали и поняли, что аутсорсинг нам будет стоить 90 тыс. долларов в год. И при этом не нужно тратиться на ремонт, на зарплаты… 

 

Петр Мельник, исполнительный директор Agricom Group (разработка, производство и дистрибуция продуктов питания из зерновых культур).

Мы на 100% отдали на аутсорс опрыскивание дронами, анализы грунта. Можно было бы иметь свой пробоотборник, но это сезонная работа, и если бы у нас был пробоотборник в собственности, я бы как руководитель должен был думать, чем мне занять человека между сезонами. Мне намного лучше отдать эту задачу на аутсорс. 

 

Николай Гордийчук, CEO Agrico Украина (выращивание семенного картофеля).

У нас была идея купить себе несколько грузовиков. А потом мы посчитали: водителя и автомобиль нужно весь год содержать, и возникла идея сдавать машину в аренду, когда она у нас не занята. Но это уже другой бизнес, логистика, и в этом бизнесе ничего непонятно. Но каждый должен заниматься своим делом, так что пусть лучше уже другой заработает. У нас с партнерами, у которых заказываем аутсорсинг, сложились хорошие отношения: мы им исправно платим, они на нас каждый год рассчитываем.

 

  

Ключевые для бизнеса процессы все равно стоит делать своими силами 

Николай Гордийчук, CEO Agrico Украина (выращивание семенного картофеля).

Наш основной бизнес — это картофель и все, что касается картофеля, мы делаем сами: у нас свои картофелесажалка, опрыскиватель, почвообрабатывающая техника, комбайн. А в том, что касается других культур, которые для нас не главные, мы используем аутсорс: заказываем сеялки, комбайн, транспорт… Иногда транспорт для картофеля тоже нанимаем, потому что так выгоднее. 

 

Юрий Фоловский, управленец Барцьос Груп (выращивание зерновых и технических культур). 

У меня двоякое отношение к аутсорсу. С одной стороны, расчеты показывают, что это выгоднее, чем иметь свой парк техники, с другой, вопросы качества и своевременности аутсорсинговых услуг заставляют нас уйти от этих рисков. Потому ключевые процессы, опрыскивание и посев, мы сами обеспечиваем. Раньше на аутсорс мы отдавали до 70% операций, а на этот год он где-то 30%. 

Своя техника нужна для перестраховки 

Алишер Тяжин, генеральный директор "Кусто Агро" (выращивание, переработка, экспорт зерновых, зернобобовых, животноводство). 

Со временем аутсорсинг будет расти. Если у тебя растет земельный банк, не обязательно покупать новую сеялку и трактор. Обязательно должен быть какой-то свой парк, но он не должен покрывать весь зембанк на 100%, пусть покрывает на 60%. А 40% можно брать на аутсорсе. 

 

Юрий Фоловский, управленец Барцьос Груп (выращивание зерновых и технических культур). 

Своей техникой мы перестраховываемся. Агро — это производство под открытым небом, и есть много факторов, которые влияют на процессы. Например, мы запланировали с 20 октября за месяц внести безводный аммиак. Фактически мы этого не сделали, а в контракте мы же это прописали. Если я подпишусь под контрактом на аренду техники, в котором прописано окно в 15 дней, а техника у меня 15 дней простоит, легче мне не будет. Так что я должен понимать, что у меня должен быть свой запас техники, а если я выбиваюсь из графика, то часть техники все-таки возьму в аренду. 

 

Николай Гордийчук, CEO Agrico Украина (выращивание семенного картофеля).

Внесение химии на 90% своими силами закрываем, потому что есть узкое окно, когда это можно сделать. Но все-таки для 2000 гектаров мы вносили арендованными опрыскивателями. 

В любом случае нужно иметь дело в деньгами

Какое бы решение ты не принял — покупать новый дрон или заказать опрыскивание у компании, которая занимается этим профессионально, — тебе нужно иметь дело с деньгами. Нужно уметь посчитать выгоду от передачи процесса на аутсорс и от покупки техники. Так что хочешь ты или нет, фермеру важно прокачивать свои знания не только в производственных процессах, а и в том, как деньги крутятся внутри бизнеса. 

 

Чтобы разбираться в этом было даже проще, чем в новой модели дрона, мы подготовили гид по финансам агробизнеса. В инфографике. То есть все деньги твоей компании там нарисованы. Кликай по баннеру ниже и вникай в финансы, чтобы зарабатывать еще больше. 

 

Хочете знати, як аграрій може профінансувати свій бізнес та щодо треба знати про фінанси агробізнесу? Скільки грошей власник може забрати з компанії, а скільки потрібно залишити, щоб вона не завалилась? Які можливості отримати додаткове фінансування має аграрій? Перегляньте перший гід про фінанси агробізнесу в інфографіці.

Гід підготовлений контент-маркетинговою агенцією Top Lead в партнерстві з Baker Tilly та Credit Agricole Bank. Інформаційний партнер — AGGEEK Money.