Почему все переполошились из-за Суэцкого канала? Объясняем лаконично и по делу в 10 вопросах и ответах о его истории, значимости и блокировке

Канал, который существовал еще во времена Древнего Египта, все еще перекрыт одним из самых длинных судов в мире. Корабль пока не сняли с мели, и когда это произойдет, непонятно. Неужели судно, которое его перекрыло, такое огромное? Что ждет мировую экономику? Сколько денег каждый день проплывает через Суэцкий канал?

1. Что за канал и где он находится? 

Он соединяет Средиземное и Красное моря. Сейчас это самый короткий морской путь между Европой и Азией, потому что если плыть именно там, не нужно оплывать ни Африку, ни Россию. 

 

Суэцкий канал

 

Суэцкий канал

2. А насколько сильно канал сокращает путь? 

Зависит от того, откуда и куда плыть, но в целом с ним расстояние, которое нужно преодолеть торговым судам, уменьшается в полтора раза и больше. 

 

расстояние между портами с Суэцким каналом и без  Расстояние от одного порта до другого с каналом и без. Данные в морских милях. График qz.com

3. То есть там проплывает много денег? 

Очень много — в среднем каждый час он пропускает через себя суда с товарами на почти 10 миллиардов долларов в день. Это 12% мировой торговли. 

4. А что доставляют по Суэцкому каналу?

Все что угодно: нефть, газ, зерно, металл, кофе, детские игрушки и одежду, сшитые на нелегальных фабриках в Бангладеш, айфоны и прочую технику из Китая и других стран Азии, детали для техники, стиральные машины и любые другие товары, которые только можно придумать. Украинские зерно и металл в Азию идут именно через Суэцкий канал. 

5. Но ведь канал, наверное, большой. Корабль тоже большой? 

Это одно из самых больших кораблей для контейнеров — он длинной в 4 футбольных поля и весит 200 000 тонн. Способен перевезти 20 000 контейнеров за раз.  

 

пробка в суэцком канале

Фото канала со спутника. Источник:  Maxar Technologies

6. И много кораблей застряли? 

Когда мы писали эту статью, было по крайней мере 450 застрявших кораблей

7. Их теперь отправят по другим маршрутам? 

Некоторые уже начали отправлять по традиционному маршруту вокруг Африки. И это серьезно увеличит их время в пути. Для того чтобы пройти канал, нужно 12-16 часов. А если обходить Африку, некоторым компаниям нужно будет потратить еще неделю. 

 

Но с маршрутом в обход Африки могут быть другие проблемы — новый путь опаснее. Судам нужно будет проходить мимо Сомали и Гвинейского залива, а это самые пиратские регионы в мире

 

пиратство в Африке

 

8. Почему это случилось и кто виноват?

Причина непонятна, так что говорить пока что рано. 

9. Канал скоро разблокируют? 

Хотя во многих СМИ уже пишут, что судно сняли с мели, это не так. Его частично сняли с мели, но работа еще идет, и люди из компании, которая этим занимается, говорят, что корабль все еще остается в застрявшем положении и радоваться рано. Получается, что прогресс есть, но это еще не конец истории. Тем более движение судов еще не открыли, и когда его снова запустят, пока что информации нет. 

10. Все очень плохо? Ждать дефицита и роста цен?

Пробка в одном из главных для мировой торговле узлом случилась в очень неудачное время. Она в любом случае повлияла бы на мировую экономику отрицательно. А так накладывается и на экономические последствия от эпидемии. 

 

 Но учитывая что застрявшее судно уже успешно начали снимать с мели, а прогнозировали, что это продлится несколько недель, серьезного скачка цен быть не должно. Все-таки есть запасы на складах, плюс можно временно сделать поставки из других стран. 

 

Однако проблемы все-таки могут быть. 

1) Рост цен, потому что продавцам придется тратить деньги на обход закупоренного канала через Африку, а это как минимум поднимет расходы на топливо и зарплату команде. 

2) Рост цен на контейнеры, которые используются для доставки товаров, потому что некоторое время часть контейнеров будет недоступна. А это также повлияет на конечную цену товара в магазинах. 

3) Финансовые проблемы, потому что это задерживает сроки поступления товаров и отодвигает даты расчетов. 

4) Украинские экспортеры точно будут терпеть убытки. 

 

Но все-таки это не повод паниковать и скупать масло и гречку, тем более что они у нас украинского производства. Судя по новостям, пробка не продлиться слишком долго. Да и рост цен будет непродолжительным и небольшим.

Резюме

Хоть пробка на важном для мира торговом пути — очень неприятный эксцесс, но на жизни абсолютного большинства людей он не скажется. Мировая экономика переживала и более серьезные проблемы.