В кризис фокусироваться на ключевых направлениях бизнеса и сотрудниках. Кейс SmartFarming

Директор компании SmartFarming еще год назад начал готовиться к кризису и сейчас запускает новые направления. Узнали, как ему это удалось и что он советует украинским компаниям, чтобы выжить, когда другие закрываются.

Артем Беленков, SmartFarmingГерой: Артем Беленков, SmartFarming (помогает компаниям сферы растениеводства внедрять точное земледелие, повышать эффективность бизнеса). 

Как нынешний кризис отразился на вашем бизнесе? 

— Снизилась деловая активность.

— Поставлены на паузу коммуникации с банками по программе "5-7-9".

— Девальвация повлияла на цены контрактов.

— Сотрудники, клиенты и партнеры находятся в стрессовом состоянии. 

Как давно вы начали предпринимать антикризисные меры?

Еще в прошлом году. Конечно, не ожидал, что кризис будет именно таким, но интуитивно понимал, что надо готовиться. Слишком долго росли рынки. Кроме того, в Украине были выборы президента и парламента, а у нас такое никогда не происходит просто. 

Какие затраты вы сокращаете? 

Закрыли неприбыльные проекты. 

Как долго продлится кризис?

Год-два. 

Каким был ваш опыт преодоления предыдущих кризисов? 

В 2008 году я выпустился из университета и искал работу в кризис: отправлял резюме на 50 вакансий еженедельно, проходил очные и удаленные тестирования работодателей. За месяц прошел более 70 собеседований и устроился на работу.

В 2013 году я основал компанию. Когда началась война, мы инвестировали в маркетинг и занимались только тем, что приносило продажи. 

Сейчас я привлек инвестиции, и тут же началась пандемия. Из-за кризиса мы отказываемся от непрофильных проектов, фокусируемся на ключевых направлениях и запускаем новые, инвестируем в развитие бизнес-модели, занимаемся внутренней автоматизацией, усиливаем команду. 

Что вы посоветуете сделать украинскому бизнесу, чтобы смягчить последствия кризиса?

Конечно, зависит от отрасли. Но если в целом: 

1. контролировать финансовые потоки;

2. сохранить ключевых людей;

3. фокусировать ресурсы на ключевых направлениях, которые кормят бизнес;

4. оптимизировать свои процессы;

5. при наличии ресурса — масштабировать бизнес. 

Мы пишем статьи о том, как бизнес справляется с кризисом и трансформируется. И мы готовы написать статью о вашем опыте.