IKEA: на бумаге — благотворительность, в реальности — один из самых успешных бизнесов в мире

Шведская компания IKEA — не совсем шведская, а скорее нидерландская. И не совсем компания, а скорее благотворительный фонд. Как это вообще работает и почему бренд IKEA остается одним из самых узнаваемых в мире?

Магазины IKEA посещают 460 миллионов человек в год. Это в три раза больше, чем количество посетителей самого популярного развлекательного парка на планете "Волшебный мир Уолта Диснея". IKEA тоже можно с некоторой натяжкой назвать развлекательным парком: там есть еда, развлечения и запланированный создателями сети магазинов сценарий поведения покупателей. 

 

В Украине официальный магазин IKEA появился недавно, но на западе это один из самых известных и любимых брендов, наравне с Disney или McDonald's. Это даже не магазин, а развлекательный парк, посвященный идее капитализма и Швеции. 

Все началось с продажи бытовых мелочей

Шведский бизнесмен Ингвар Кампрад основал IKEA в 1943 году. Тогда она продавала всякую мелочь для дома типа спичек, карандашей и часов. Продавать мебель Ингвар стал только через семь лет. 

 

Поскольку доставлять большие предметы мебели было сложно с логистической точки зрения, Ингвар решил отправлять заказы в разобранном виде. Кроме того, необходимость самостоятельно собрать мебель из IKEA способствует положительному образу бренда в глазах покупателей — психологи считают, что люди больше ценят то, что сделали сами

Но мебель сделала бизнес глобальным 

Бизнес-модель IKEA с тех пор почти не изменилась. Ее магазины не конкурируют с другими, находящимися в центре города, а почти всегда находятся на окраине, подальше от городской суеты. Благодаря этому рядом с магазином можно организовать гигантскую парковку. Средняя площадь магазина — 35 000 квадратных метров, а внутри продаются 8 500 изделий. В IKEA работают 200 000 сотрудников, сеть состоит из 433 магазинов, это крупнейший продавец мебели в мире и самый большой потребитель древесины в мире. 

Хотя IKEA сознательно открывает мало магазинов 

Стратегия развития компании говорит, что она должна работать в как можно большем количестве стран, но в каждой с очень небольшим количеством магазинов в лучших локациях. Например, на все Соединенные Штаты всего 50 магазинов, а в 17 странах по одному магазину. 

В среднем покупатели задерживаются в IKEA на полтора часа и 60% покупок совершает вне плана 

Большинство ритейлеров пытаются организовать торговое пространство так, чтобы покупатели провели в нем больше времени, поэтому популярные товары находятся подальше от выхода.

 

В IKEA этот подход используют во всю: внутри магазина для покупателей проложили определенный маршрут, который проходит через все отделы. Путешествие начинается в шоуруме с большими товарами типа мебели для кухни и спальни — она приносит магазину самую большую выручку. Продолжается в маркет-холле, где можно купить небольшие товары. И заканчивается на складе и на кассах, где можно договориться о доставке и заплатить за товар. А внутри покупателей задерживают рестораны и зона для детей. 

Кроме того, мебель из IKEA дешевая

Наверняка украинцы с этим утверждением не согласятся, но на западе это так. Скажем, вот как менялась стоимость их самого дешевого кресла с течением времени (с учетом инфляции). 

 

стоимость стула Икеа

 

Философия недорогой мебели проявляется еще до того, как команда IKEA начнет разрабатывать дизайн товара: сначала компания устанавливает желаемую стоимость, а уже потом его разработкой занимаются дизайнеры, пытаясь вписаться в эти цифры. 

Создатель IKEA всю жизнь поддерживал этот образ своим примером  

Имидж производителя-лоукостера настолько важен для IKEA, что даже основатель Ингвар Кампрад до самой смерти публично демонстрировал свою личную неприхотливость: летал бюджетными авиалиниями, пользовался общественным транспортом, никогда не останавливался в дорогих гостиницах. 

IKEA старательно демонстрирует, что это шведская компания

В то время как многие бренды приходят в новые страны и подстраивают свой продукт под вкусы местных покупателей, IKEA никогда этого не делает, а наоборот демонстрирует свою шведскость: ее мебель всегда минималистичная, функциональная и называется по-шведски. 

 

товары икеа

Мебель всегда называется по-шведски



Магазины всегда сине-желтые — в цветах шведского флага. 

 

Икеа магазины



Сотрудники должны обращаться друг к другу по именам, а топ-менеджеры магазинов регулярно приходят в торговый зал и берутся за работу рядовых сотрудников. 

 

Связь компании со Швецией хорошо сказывается на ее репутации, но и верно и обратное — репутация компании хорошо сказывается на Швеции. Поэтому сотрудники шведских посольств принимают участие в открытии новых магазинов и посольства даже могут их профинансировать. 

Но с юридической точки зрения она нидерландская 

Несмотря на то, что этот бренд мощно ассоциируется с Швецией, он скорее нидерландский. Компанией владеет нидерландский холдинг, чья прибыль идет на счета нидерландской неприбыльной организации, которая направляет ее на счета другой нидерландской неприбыльной организации. А права на интеллектуальную собственность принадлежат холдинговой компании, которая зарегистрирована в Люксембурге и принадлежит еще одной нидерландской компании, которая в свою очередь принадлежит трастовой компании

 

И это упрощенная структура собственности. 

 

структура собственности Икеа 

Таким образом IKEA — одна из самых крупных благотворительных организаций в мире 

Огромное количество компаний в мире имеют запутанную структуру собственности, но мало какие бизнесы выдают себя за благотворительную организацию. Но желание платить меньше налогов стимулирует придумывать запутанные схемы, хоть эти схемы полностью законны. 

 

Икеа благотворительность

 

IKEA — отличный пример построения глобального бренда, и не столь важно, это шведская или нидерландская компания. Она все равно уже много десятков лет остается одной из самых узнаваемых и успешных в мире.