10 фактов о Розетке. Как появился и что пережил бизнес, который продает несколько десяточков товаров в секунду.

Крупнейшая e-commerce компания Украины могла стать интернет-магазином парфюмерии. Такой ее задумывали основатели. Не получилось, и к лучшему.

1. Розетка — неудавшийся интернет-магазин парфюмерии 

2. Первая продажа Розетки — мобильный телефон 

3. Силовики провели в Розетке обыск, который длился 31 день

4. Частью компании владеет инвестиционный фонд Horizon Capital 

5. Prom.ua — часть е-commerce империи Чечеткиных

6. Розетка входит в топ-3 самых дорогих бренда Украины

7. Ассортимент в 10 раз меньше, чем у Амазона

8. На Розетке зарегистрированы 69% украинцев, имеющих доступ в интернет

9. Rozetka.com.ua — 5-й по посещаемости сайт в Украине 

10. У компании есть черный список клиентов

 

 

Розетка — непубличная компания, ее отчетность недоступна в открытых источниках. Но собственники имеют на это право, тем более что в ее истории были события, после которых невольно задумаешься о том, насколько целесообразно делать свою украинскую компанию слишком прозрачной. 

1. Розетка — неудавшийся интернет-магазин парфюмерии 

Владислав и Ирина Чечеткины начали создавать свой интернет-магазин, который превратился в Розетку, в 2004 году? и долгое время владели им 50 на 50. Изначально планировали продавать парфюмерию, но поставщики продукции запретили торговать ею в интернете. Поэтому предпринимателям пришлось переключиться на продажу других товаров.

2. Первая продажа Розетки — мобильный телефон 

В 2005 году, спустя неделю после запуска магазина, покупатель приобрел в Розетке мобильный телефон марки Samsung. Это была первая продажа будущего e-commerce гиганта Украины. Имя клиента стерлось из памяти основателей, а вот размер затрат на начальном этапе развития компании сохранился — около 250 тысяч долларов.

3. Силовики провели в Розетке обыск, который длился 31 день

Интернет-бизнес страдает от беспредела правоохранительных органов так же, как и обычный. В 2012 году в Розетку явились люди в погонах, которые сначала потребовали один миллион долларов, а потом шесть. Руководству компании грозили статьей Уголовного кодекса, по которой предусмотрено до 10 лет лишения свободы. Чтобы получить желаемое, силовики устроили обыск длинной в 31 день, в процессе которого,как утверждал Владислав Чечеткин, украли со склада телефоны общей стоимость 80 тысяч долларов. 

4. Частью компании владеет инвестиционный фонд Horizon Capital 

В 2015 году Чечеткины все же пустили в семейный бизнес стороннего инвестора. Фонд Horizon Capital помог внедрить в компании современные методы управления, провести переговоры с международными финансовыми институтами, в том числе ЕБРР. Кроме того, Розетка получила деньги на покупку склада и объединение с конкурентом.

5. Prom.ua — часть е-commerce империи Чечеткиных

Этим конкурентом была группа компаний EVO, самым известным проектом которой была площадка Prom.ua. Маркетплейсы, оказавшиеся часть одного бизнеса с Розеткой, насчитывали 2 миллиарда посещений и 30 миллионов транзакций в год, а общая выручка составляет более 2-х миллиардов долларов.

6. Розетка входит в топ-3 самых дорогих бренда Украины

Бренд "украинского Амазона" оценивается в 302 миллиона долларов. Это больше, чем стоимость ПриватБанка, Roshen или Киевстара. Бренд "настоящего" Amazon стоит более 400 миллиардов долларов США.

7. Ассортимент в 10 раз меньше, чем у Амазона

В начале деятельности Розетка имела на витрине 1 500 наименований товаров. К 2020 году их стало около 33,5 миллиона. Для сравнения, сайт крупнейшей e-commerce компании мира, американской Амазон, предлагает 350 миллионов видов продукции. Если учесть разницу в масштабах, результат для украинской компании вполне хороший. 

8. На Розетке зарегистрированы 69% украинцев, имеющих доступ в интернет

Около 17 миллионов украинских интернет-пользователей имеют учетную запись на Розетке. В некоторые дни мы совершаем на маркетплейсе до 30 покупок за секунду.

9. Rozetka.com.ua — 5-й по посещаемости сайт в Украине 

Более 40 миллионов посещений в месяц. Это больше, чем у любого другого украинского маркетплейса. Кроме того, rozetka.com.ua уступает по популярности в Украине только четырем сайтам — google.com, youtube.com, facebook.com и wikipedia.org.

10. У компании есть черный список клиентов

Розетка может отказать в обслуживанию клиенту. Хотя добиться этого сложно, если ты не расист, нацист или манипулятор.

 

Маркетплейс — не просто большой интернет-магазин. Это канал продаж для тысяч предпринимателей, которым не нужно самостоятельно нести затраты на создание сайта, его промо и привлечение клиентов. А для покупателей это место, где можно быстро купить у надежных продавцов. Наличие такого крупного национального маркетплейса — показатель того, что украинцы способны создавать самые сложные с точки зрения IT и менеджмента бизнесы.

 

Впрочем, таких мощных цифровых компаний, созданных уже в независимой Украине, много. Поэтому мы сделали исследование цифровой экономики Украины. Полностью в инфографике. Нажми на баннер ниже, чтобы скачать его. 

Информационные партнеры — BusinessViews и Ассоциация IT Ukraine.