Стартап недели: TONA – теперь перевозить грузы стало легко, как никогда

Революцию в сфере грузоперевозок планирует совершить команда украинских стартаперов, которая работает над проектом TONA. За несколько месяцев ребята создали продукт, аналогов которому в Украине (и не только в Украине) еще нет — площадку, которая меняет способ взаимодействия между клиентами и перевозчиками.

Та модель взаимодействия, которая существует сейчас, неудобна. К примеру, вы захотели перевезти мебель. Вы будете либо смотреть сайты разных компаний-перевозчиков, либо искать объявления от частников. То есть тратить свое время.

Для частных перевозчиков она тоже неудобна — они, чаще всего, размещают свои контакты на сайтах объявлений и заранее не знают, когда получат заказ. Случиться это может в самый неподходящий момент.

TONA делает общение между перевозчиками и клиентами удобным для обеих сторон.

CEO и основатель TONA Стах Возняк рассказал BusinessViews все подробности этого интересного проекта.

Но давайте обо все по порядку.

Первый бизнес Стах начал еще в школе

Тогда он скачивал из интернета игру "Need for Speed: Underground", записывал ее на диски и продавал. Параллельно смотрел фильм "Пираты кремниевой долины" и мечтал встретиться со Стивом Возняком. Мечтает, кстати, до сих пор.

А если говорить о первом настоящем бизнесе, то все начиналось с винницкой компании Wozward, которая тоже занимается перевозками грузов.  У Wozward сейчас три офиса — в Виннице, Киеве и Перемышле (Польша) — и клиенты не только среди украинских компаний, а и в странах ЕС. Среди крупных украинских — Виннифрут и АрселорМиттал Кривой Рог.

Далее была Bitmark — аутсорсинговая компания, первый опыт Стаха в IT.  

Третий бизнес — Meblev — интернет магазин мебели, чья "фишка" в том, что они предлагают покупателям не отдельные предметы мебели, а уже готовые решения.  Но когда в Польше открылся филиал Wozward, то Стах понял, что на всё у него банально не хватает времени, и продал свою долю.

Все эти компании, кроме Meblev, успешно работают на рынке. Последняя сейчас занимается перепрофилированием бизнеса.

Вот так с восемнадцати лет винничанин, недавно переехавший в Киев, строит свою пока что маленькую, но многообещающую бизнес-империю.

 Стах Возняк: "Учебу в университете я бросил — она была мне не интересна. Вы же понимаете, как у нас обстоят дела с учебой — везде нужно платить деньги, так что никакого смысла продолжать мне не было. Я был не готов сидеть и писать все в тетрадь — это бессмысленная трата времени. Есть компьютер и интернет, так что все, что мне было нужно, я мог изучить сам. Учеба должна дополнять то, кем я хочу стать, а не сводиться к тому, что меня посадили на пару и заставили писать конспект. А в Виннице именно так и было, там все не так продвинуто, как в Киеве. Вплоть до того, что запрещали на парах пользоваться ноутбуком. Это не тот формат обучения, я не видел перспективы. Мне все-таки дали диплом, но я практически не учился".

TONA — новый для Украины формат общения между заказчиками и перевозчиками  

В процессе работы в "Wozward" Стах понял, что до сих пор нет удобных инструментов для перевозок по городу. И это при том, что таких заявок собралось около 500 из полутора тысяч. Так и пришла идея сделать что-то, что облегчило бы людям перевозку их грузов в пределах города.  И в марте этого года молодая команда разработчиков запустила сервис TONA.

Стах Возняк: "Мы хотим помогать перевозчикам находить заказы, и делать это так, чтобы это было удобно и для них, и для клиентов. Наш план — поменять систему взаимодействия на рынке".

Пользоваться TONA просто, ведь он создавался для того, чтобы максимально облегчить жизнь тем, у кого под рукой и без того тяжелый груз и срочная необходимость его куда-то перевезти.

 1. Вводим адрес откуда и куда нужно доставить груз

2. Подправляем детали по карте, если в этом есть необходимость.

3. Указываем детали о грузе

 

 

 

4. Вводим свои контактные данные

 

5. Ждем, пока водитель примет ваш заказ.

 

Система сразу рассчитывает расстояние и стоимость и указывает маршрут. Движение машины можно на любом этапе отследить — приложение, которое есть у водителя, периодически посылает данные о его местоположении с точностью до 100 метров.

Каждый день осуществляется около десяти заказов: на момент публикации этой статьи в системе была зарегистрирована 221 машина. Так что с перевозчиками проблем нет. Сейчас команда активно работает над увеличением количества заказов и улучшением сайта.

Стах Возняк: "Пока что форма заказа универсальная для всех типов грузов, но мы планируем сделать адаптивные формы для каждого типа и разный дизайн в зависимости от того, что собирается перевозить клиент"

 С каждого заказа TONA берет комиссию в размере от 10 до 20%. 

TONA сотрудничает только с проверенными перевозчиками

Каждый водитель должен скачать приложение TONA Driver, с помощью которого он просматривает заказы и отвечает на них. Там он указывает данные о своей компании, загружает своё фото, фото автомобиля и водительских прав.  

 Кроме того, у каждого водителя есть рейтинг. Чем больше рейтинг, тем раньше он видит заказ. Рейтинг формируется в зависимости от отзывов клиентов. Еще на него влияет количество отказов от выполнения принятых заказов: чем больше отказов, тем рейтинг ниже. Ведь есть вероятность того, что водитель, приняв заказ и получив таким образом доступ к контактам клиента, позвонит ему и попытается договориться "в обход кассы". Подобные случаи пресекаются снижением рейтинга.

 А если вам необходимо доставить малогабаритный груз — до 10 килограмм — то его доставят на электровелосипедах.  TONA недавно начала сотрудничество со службой доставки DelFast, которая предоставляет такую услугу. Вот так даже в сфере грузоперевозок можно заботиться об экологии.

Украиной TONA ограничиваться не будет

Пока что сервис сотрудничает с частными перевозчиками, но через пару месяцев планируется привлекать и бизнес-клиентов, то есть крупные транспортные компании. Для них сделают платную подписку стоимостью примерно 45 долларов в месяц с возможностью добавить весь свой автопарк, просматривать все заявки и оперативно ими управлять.

А потом в планах расширяться на города-миллионеры. Через месяц — Днепропетровск, летом — Харьков, Одесса, Львов, возможно Винница, а потом и Польша.  А в планах на отдаленное будущее — выйти на рынки Германии, Британии, Индии, Китая и США.

Прямых конкурентов ни в Украине, ни в Польше, ни в Германии нет. В США есть похожие проекты: Lugg и Cargomatic, в Гонконге — GoGoVan (который контролирует 80% рынка). 

Годовой оборот в конце 2015 года должен составить 300 тысяч долларов, а через 5 лет — 15 миллиона долларов. 

Инвестора пока не нашли. Хорошо, что у Стаха неплохой опыт в бизнесе и есть некоторые сбережения

Команда ведет переговоры с инвесторами и акселераторами, но пока инвестиций еще не привлекла.

Стах Возняк: "Нами интересуется индус, который хочет запустить проект на локальном рынке под своим брендом, но пока что ни до чего мы не договорились.  Мы готовы предложить ему 20% в TONA и 80% в дочерней индийской компании.  Вообще, хотелось бы найти инвестора со знанием юридических и маркетинговых нюансов, и чтобы у него был опыт в сфере логистики".

Еще TONA прошла предварительный отбор в финском акселераторе Startup Sauna, но пока что поехать к ним нет возможности — нужна виза и проживание за счет стартаперов. Да и в Украине много работы — сначала стартап будет развиваться на украинском рынке, а потом уже выходить на другие.

Стах Возняк: "Сейчас проект существует на мои сбережения, это несколько тысяч долларов в месяц". 

Что будет делать команда TONA, если проект окажется неудачным?

Мы им, конечно, этого не желаем, но к такому развитию событий всегда нужно хотя бы морально подготовиться. Вот что говорит Стах: "Будем что-то менять, делать все, чтобы исправить ситуацию. На самом деле потребность в этом продукте есть, клиенты есть. На точку безубыточности мы выйдем 100%, уже сейчас есть четкая положительная динамика. Вопрос в том, сможем ли мы провести экспансию в Европу и там закрепиться. Тут все зависит от нас. Будем искать тот рынок, где у нас будет лучший результат". 

Советы начинающим стартаперам от Стаха Возняка

1. Нужно делать минимально необходимый жизнеспособный продукт и запускать его. Попробовав, пользователи подскажут что нужно улучшать. А год разрабатывать продукт с большим количеством функцией, но которым никто не пользуется — это просто трата времени.
2. Прочитать отличную книгу "The Lean Startup"
3. Посмотреть сериал "Кремниевая долина". Это очень мотивирующее кино. Те, кто только начинает стартап, поймут, что это такое и как все происходит. 

P.S.: Вы тоже заметили, что Стах Возняк и Стив Возняк однофамильцы? Совпадение? Не думаю ;)

 Команда TONA: Валентин, Наташа, Алла, Стах и Саша.

 

Еще Стах, как настоящий стартапер, поделился с нами салфеткой, на которой рисовалась модель будущего бизнеса.

Сайт TONA http://tona.com.ua

Facebook Стаха Возняка