Советы молодым бизнесменам от Lego. 5 уроков о том, как делать бизнес, которые пришлось выучить производителю самого популярного конструктора

Ежегодно Lego продает 75 миллиардов кубиков, из которых можно построить все что угодно. Компании почти 90 лет, и большую часть своей истории она выпускает эти самые наборы кубиков. За время существования она пережила несколько серьёзных кризисов. Это мотивирующая история об одной из самых известных компаний в мире, которая может понять, что бизнес можно делать даже в самых сложных условиях.

6 кубиков конструктора Lego размером 2*4 можно соединить 915 миллионами разных способов. И это речь только о кубиках одного цвета. Это одна из самых простых игрушек, которые когда-либо существовали. Кубики легко производить, собирать, использовать в игре. Но как оказалось, не очень просто продавать. 

1. Сделайте то, что не делал еще никто до вас  

Компания Lego основана в 1932 году в Дании, а известный конструктор стала выпускать в 1949. В то время детские игрушки делали в основном из дерева, и Lego тоже такие выпускала — поначалу она была одной из многих компаний, которые это делали. 

 

Идея сделать конструктор из пластиковых деталей сначала казалось странной. Они выглядели дешевыми, не такими привлекательными, как остальные игрушки. К тому же, с начала у кубиков не было защёлкивающегося механизма, так что собранные конструкции легко разваливались. 

 

Но за годы экспериментов сторонники привычных игрушек убедились, что набор простых деталек может по-настоящему захватывать, потому что из него можно сложить буквально все что угодно. 

2. Создайте вокруг своего продукта экосистему 

Мы знаем это на примере компаний Apple или Xiaomi, которые выпускает большое количество техники, совместимой друг с другом, и однажды любители их продукции могут обнаружить, что чуть ли не вся техника в их доме произведена этими компаниями. Так что когда у ребенка появляется первый набор Lego, он может использовать его элементы и в строительстве конструкций из других наборов. Детали современных наборов полностью совместимы с деталями из набора 1958 года. 

 

Lego

3. Создать хороший продукт — не то же самое, что создать хороший бизнес 

В конце 1980 закончился срок патента на кубики Lego. Компания была монополистом по их производству 30 лет. Но с окончанием срока действия патента она стала одной из многих компаний, которые стали производить такие конструкторы и конкурировать с Lego на  привычном для нее рынке. 

 

Пришло время показать ее умение вести бизнес в конкурентной среде. Ведь во времена монополии можно было в первую очередь говорить не столько о том, насколько это хороший бизнес, а о том, насколько хороший продукт он выпускает. 

 

Поначалу компания стала подавать в суд на конкурентов, объясняя это тем, что несмотря на окончание патента, нельзя выпускать точно такие же детали, как выпускает Lego. Потом — выпускать огромное количество наборов на разные темы. С 1994 по 1998 компания утроила количество наборов и каждый год представляла как минимум по 5 разных тематических наборов. 

 

Особо популярным стал набор о роботах Lego Bionicles. Он сильно отличался от предыдущих и от того, что делали конкуренты — в нем были другие детали, цветовая гамма стала темной. 

 

И дети его полюбили. Через несколько лет об этой серии знали 85% американских мальчиков в возрасте 6-12 лет и 45% из них владели хотя бы одним набором из серии. О героях вышло более 40 книг. Эта серия вывела компанию из кризиса. Хотя огромное количество других наборов, тоже разработанных как эксперименты, оказались провальными. 

 

Lego Bionicles

 

4. В бизнесе нужно сосредоточиться на том, что получается делать лучше всего, а это можно выяснить с помощью цифр 

В 2003 году компания почти обанкротилась. У нее накопилось 800 миллионов долларов долгов, продажи упали на 30%, в день она теряла по 337 тысяч долларов. И даже не знала, в чем причина. 

 

В 2004 году в Lego пришел новый CEO, и его задачей было разобраться с этой проблемой. Сначала он предположил, что дети быстро переходят на видеоигры. Но оказалось, что это не так. Настоящая проблема была внутри компании.

 

У Lego простая экономика. Игрушка такая популярная, потому что каждый набор состоит из одинаковых базовых деталей, которые можно соединять как угодно и создавать из них что угодно. Это было удобно и с точки зрения производства — универсальную деталь легко производить и потом добавлять в любой набор в нужном количестве. 

 

Для производства базовой детали нужна форма стоимостью 50-80 тысяч долларов. Одну популярную деталь можно произвести в этой форме 60 миллионов раз. Это полностью отбивает ее стоимость.  Но после многих лет экспериментов с темами для наборов, о которых ми писали выше, количество уникальных деталей выросло с 6 тысяч до 12 тысяч. Скажем, один набор включал в себя 8 разных фигурок пиратов с 10 по-разному смоделированными ногами. И каждой фигурке нужна была отдельная форма для ее производства. Что и увеличило стоимость производства в разы. Дизайнерам было позволено экспериментировать как угодно — и вот к чему это привело. 

 

Так что компания стала избавляться от ненужных наборов и удваивать выпуск тех, которые были популярными. 

5. Коллаборация может принести успех 

Обнаружилось, что у популярных наборов есть одна общая деталь: они сосредоточены вокруг определённой истории, особенно уже известной детям, например, какого-то фильма. Поэтому хоть поначалу сотрудничество с другими брендами в компании встретили с опасением, оказалось, что эта стратегия была успешной. 

 

В 2004 году прибыльными были только наборы "Звездные войны" и Bionicles. А 94% наборов приносили убытки. 

 

"Звездные войны" хорошо продавались только после выхода очередного фильма, ставя финансовый результат в сильную зависимость от бизнеса партнеров. Поэтому Lego стала партнериться с большим количеством брендов: появились игрушки по Гарри Поттеру, Бэтмену, Парку Юрского периода, Майнкрафт и так далее. 

 

А также компания инвестировала в собственный мультфильм Lego Movie, который вышел в 2014 году и при бюджете 60 миллионов долларов собрал в прокате 468 миллионов. Это позволило Lego создать собственную историю и еще глубже привязать к себе свою аудиторию, которая как раз любит мультики. 

 

Lego существует уже почти 90 лет, и более 70 лет выпускает премиальные игрушки. С патентами или без, покупатели выбирают ее продукцию за качество. В компании многое поменялось с момента основания, но качество ее продукции и восторг от того, что можно построить из простых кубиков, никуда не делись. 

 

via