Кто уничтожает украинские дороги? Инфографика от реформатора из Мининфраструктуры

Основная причина "убитых" дорог в том, что жажда прибыли заменила перевозчикам совесть - грузовики постоянно превышают установленные нормы веса. Перевозчикам проще дать водителю 200 гривен для взятки инспектору, чем потратить тысячи для того, чтобы отправить товар несколькими рейсами, а не одним.

Директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Роман Хмиль в своей колонке на портале Liga.net объяснил, кто и как разрушает дороги, сколько перевозчики экономят на перегрузе и сколько из-за этого теряет государство (то есть мы с вами) и что с этим делать.

Перевозчик сэкономил 10 тысяч гривен, но его жадность нанесла ущерб на 60 тысяч

Дороги — чрезвычайно дорогой вид инфраструктуры: новая дорога стоит от $1 млн за 1 км. Для того, чтобы она окупилась, впоследствии по ней нужно перевозить грузы на протяжении 10-12 лет. Выдерживает дорога только тот вес, на который рассчитана, иначе быстро разрушается. Предприниматели — перевозчики зачастую не принимают это во внимание в своих расчетах, пытаясь максимизировать свою прибыль уже сегодня. Тем самым, перегруженный автотранспорт создает чрезмерную нагрузку на дорожное полотно, что ведет к его разрушению.
Грузовики уничтожают дороги
 
Если груз перевозится согласно норм, то расходы перевозчика на акциз (который он платит, покупая горючее), примерно покрывают вред, наносимый дороге. Это позволяет восстановить дороги и они будут в хорошем состоянии очень долго. Однако большинство перевозчиков из-за отсутствия весового контроля в последние годы стали существенно нарушать нормы. В результате экономя 10 000 грн на 100 км проезда, перевозчик наносит ущерб дороге на 60 000 грн. И мы видим, что это привело к катастрофе — у нас нет средств на восстановление дорог, ведь с таким подходом они не окупаются.
 
Ущерб, который наносят дороге грузовики
 

Чем более прочная дорога, тем она дороже 

Эту проблему невозможно решить строительством более "мощных" дорог, способных выдерживать более тяжелые грузовики. Согласно закону Радовского, ущерб дороге увеличивается экспоненциально росту нагрузки на нее. Поэтому дороги, выдерживающие больший вес, получаются значительно дороже на 1 кг веса, чем существующие сегодня. И в украинском условиях, когда интенсивность движения в три раза ниже, чем в Европе, никогда не окупятся. Даже в Европейских странах есть только 3-4 страны, где такие дорогие дороги существуют: Испания, Франция, Греция, Нидерланды. В США, Великобритании, Германии и т.д. строят дороги, выдерживающие не больше 11 тонн на ось грузовика.
 
Расчёт вреда дороге
 

Решение проблемы: взвешивать, ремонтировать и наказыать

Именно поэтому Министерство инфраструктуры инициировало несколько мер, которые позволят навести порядок на дорогах страны и начать их системно восстанавливать. Наша задача — защитить дороги с помощью эффективного весового контроля и отремонтировать их за 5-10 лет (в зависимости от имеющегося финансирования).

 

Необходимость реформ

 

В том, что мы предлагаем, нет ничего уникального — мы не хотим изобретать велосипед. Те нормы, которые мы предлагаем ввести, являются такими же, как и в большинстве стран Европы и у наших соседей — в странах СНГ. Просто нужно сделать так, чтобы эти простые "правила игры" стали одинаковыми для всех и наказание за их нарушение было существенным — 2000 евро, как в Польше, или 10 000 евро, как в Германии.

 

нагрузка на дорогу в разных странах

 

Нет никакого смысла разрешать перевозку раздельных грузов с превышением весовых норм. Сейчас в Украине можно купить "индульгенцию" (размер которой от 1800 грн и не покрывает ущерб нанесенный дороге). При этом уже сейчас перевозчики стараются не платить даже эту сумму. Проще дать взятку инспектору — 200 грн — и ехать дальше. Параллельно строим новую дорожную инспекцию, которая все процессы при взвешивании будет регистрировать на видео. Этого нет ни в одной стране мира. 

 

Весовые нормы в мире

Дороги местного значения способны выдерживать не более 7 тонн на ось автомобиля. Соответственно все успешные страны запрещают на местной сети автодорог движение авто с превышением этих весовых норм. У нас на сегодня по дороге выдерживающей 7 тонн, зачастую ездят грузовики с 11-20 тоннами на ось. Вот и уничтожаются дороги на наших глазах, сколько бы их не ремонтировали.
Весовые ограничения в Украине
Сегодня Роман Хмиль лично выехал на пункт весового контроля и на своей страничке в Facebok публикует фото и рассказы с места события. Отличная возможность посмотреть, как всё происходит на самом деле. 

А среди наших читателей есть руководители компаний, которые нарушают нормы? Или водители, которые давали взятки инспектору? Скажите, вам не стыдно?