10 прорывных технологических изобретений украинцев за 25 лет независимости (которыми ты не будешь гордиться)

Пока в мире открывали углеродные нанотрубки, создавали Большой адронный коллайдер и многоразовые ракеты, наша страна тоже на месте не стояла. Мы отобрали 10 уникальных и очень технологичных инноваций, которыми украинцы обогатили этот мир. Ну, типа.

Конечно, ты плакал от гордости, когда Сидней встречал гигантский самолёт "Мрія". Но его построили еще во времена СССР. В то же время, за 25 лет независимости украинские инженеры, предприниматели и учёные создали ряд изобретений, которые изменили жизни целого поколения украинцев.

Возможно, ты не станешь гордиться этими изобретениями так, как самым большим в мире самолетом. Но знать историю становления индустрии технологий — точно должен.

1. Автомобили на евробляхах — виртуальный мобильный офшор 

 

авто на евробляхах

 

Что это. В этой технологии совмещены типично украинское законодательство и украинский же искуственный интеллект. 

Как повлияло на жизнь. В этих авто используется технология распределения ответственности, так что водитель как бы ни за что не отвечает. По факту это машины без водителя, потому что с юридической точки зрения в них водителя вроде бы и нет. 

Такой автомобиль, в отличие от зарубежных аналогов, работает без GPS, он управляется украинским интеллектом искуственной ответственности, что позволяет от ответственности уходить. А также уезжать от налогов, потому что каждое такое авто — это виртуальный мобильный офшор. Пока что неизвестно, создавались ли в таких машинах юрлица, но если нет, то скоро будут. Также появятся стартапы, которые будут продавать токены этих офшоров на ICO. 

Почему ты не будешь гордиться. Если машина на литовских номерах попадет в ДТП, и водитель телепортировался или скрылся в ближайшей маршрутке (об этой технологии мы расскажем ниже), то  на пассажира может лечь подозрение, что водителем был он. 

2. Кравчучка — мобильная платформа бабкоммерции

 

кравчучка

 

Что это. За 3 года до того, как Джефф Безос создал Amazon, Украина предложила миру поистине революционное изобретение, которое изменило частную торговлю навсегда. Кравчучка — мобильная персональная повозка, которая стала основной платформой на заре становления бабушкиной коммерции (бабкоммерции), и до сих пор остается эффективным инструментом формирования благосостояния каждой уважающей себя пенсионерки.

Как повлияла на жизнь. Тысячи австралийцев вышли встречать сделанный 25 лет назад самолет-гигант.

Мы не знаем, произведет ли кравчучка такой же фурор, если ты прилетишь с ней в аэропорт Сиднея, но для многих пожилых украинцев она стала мобильным и незаменимым инструментом торговли. Сотни тысяч бабушек оплатили учебу внукам и накопили себе на похороны, построив бизнес на этой удобной и эффективной платформе.

Мы подсчитали, что и сегодня кравчучки обеспечивают около половины логистических операций в Украине - по данным социологов, 70% украинцев покупают продукты на базарах, и существенную часть продуктов туда доставляют именно бабульки на кравчучках.

То есть сегодня на кравчучках перевозится объем продуктов, равный 50 000 вагонов — это почти 2/3 всех вагонов "Укрзалізниці", если исходить из того, что ежегодно украинцы съедают по 3 миллиона тонн продуктов. И всё это на шатких колесах и хрупких плечах неутомимых бубушек!

Прижилось изобретение и на западе, где распространены более поздние версии этой платформы. Они эксплуатируются в странах Европы под брендами Trundler, Dolly и Hand Truck.

Поэтому в нашем рейтинге изобретений кравчучка занимает почетное первое место.

Почему ты не будешь гордиться. Хотя кравчучка (англ. — kravchuchka) стала основой экосистемы бабкоммерции в Украине, она осталась нишевым продуктом для старшего поколения коммерсантов. Поколение миллениалов и X-Gen в качестве платформы для коммерции используют рюкзак или OLX.

3. Маршрутка — транспортное средство, которое опередило свое время

 

маршрутка

 

Что это. Популярное средство нагнетания жителей пригорода в столицу. В маршрутке используется ряд уникальных решений, таких как технология компрессии пассажиров и ремень захлопывания двери. Созданная как частная альтернатива развалившейся системе городского транспорта.

Как повлияла на жизнь. Маршрутка — это транспортное средство, которое опередило свое время. С виду прогнившая и разваливающаяся таратайка вот уже более десяти лет работает на технологии компрессии, почти аналогичной той, что используется в компрессоре Hyper Loop. Она позволяет эффективно заполнять маршрутку практически бесконечным количеством пассажиров.

Поэтому до сих пор аналитикам не удается точно посчитать, сколько именно пассажиров может втиснуться в салон обычной маршрутки. Зато опытный водитель без труда способен держать в уме баланс тех, кто зашел и вышел, даже не оборачиваясь. Есть мнение, что у профессионалов маршрутки развита исключительная способность видеть затылком — так называемый "третий глаз". Эту способность якобы обеспечивают иконы в салоне и наклейки с перечеркнутым мобильным.

Еще одно новаторское решение, которое применяется в маршрутке — это ремень для немеханического закрывания двери. В качестве тяги этот ремень использует ассиметричную инерцию движения и с успехом используется западными инженерами в посадочном модуле ракеты Space-X. Если в ракете вдруг откажет один из элементов посадочного модуля, ее всегда можно "дотянуть" до плавучей платформы при помощи аналогичного ремня, которым удаленно манипулирует оператор центра управления полетом.

Говорят, человек, придумавший ремень маршрутки, был даже в резидентах инкубатора Пинчука…

Важный момент. Эти неудобные драндулеты — важная составляющая экосистемы бабкоммерции, поскольку почти все пенсионеры используют маршрутки для осуществления своих логистических операций с кравчучками, пользуясь правом бесплатного проезда.

Почему не будешь гордиться. Из-за недостаточно развитой в стране RND-базы, маршрутки устаревают. Невысокая скорость перевозок ("На остановке!") не позволяет маршрутке стать транспортом будущего.

4. МАФ — хаб уличной торговли

 

МАФ

 

Что это. Малая архаичная форма уличной торговли. Подключается к электричеству нелегально — к соседнему жилому дому. Есть два типа: из стеклопакета (киоск категории "Люкс") и из жести с небольшими окнами (киоск категории "Нищ").

Есть еще одна разновидность — шаурма на колесах. Это тот же МАФ, но по факту — автомобиль, который нельзя, как киоск, убрать по капризу крышующего город чиновника — уедет.

Как повлияли на жизнь. МАФы — это часть украинского рынка розничной торговли в сегменте street commerce. Они являются источником дохода для чиновников мэрии и ментов, часто существуют вне любого правового поля и санитарных норм.

МАФы зарабатывают по 30 млрд грн в год — это треть розничной торговли всей страны. Но свыше 60% МАФов в одной только Одессе — незаконные.

МАФ настолько интегрировался в рынок украинского ритейла, что даже признанные бренды считают честью выйти в этот сегмент. Всем известны огромные МАФы британского производителя конфет Roshen.

Почему не будешь гордиться. Проблемы с масштабированием бизнеса из-за необходимости привлечения новых ангелов из силовых структур на каждом раунде инвестиций.

5. Кофе-машины — украинский формат pop-up store

 

кофе-машина

 

Что это. Кофе-машина в машине. Часть уличной культуры большого украинского города. Главная причина, почему Starbucks никак не может решиться выйти на рынок Украины.

Как повлияли на жизнь. Они дали миру хороший американо за 8 гривен. До появления кофейных авто в городах-миллионниках найти кофе в центре дешевле 20 грн было занятием для любителей квестов.

Первые такие авто появились весной 2010 года. Пока Viewdle только готовился к продаже, а Долгополый еще организовывал SCT в Москве, уличные бариста развивали рынок и поднимали потребление кофе в стране.  Сейчас Украина среди рекордсменов по темпам роста потребления кофе — рост на 23% в год.

Кофейные автомобили занимают заметное место в жизни и экономике большого города. Благодаря кофе-машинам в машине Украина стала одной из первых стран, где прижился популярный ритейл-формат pop-up store. Владельцы мобильных кофеен также принимают активное участие в политической жизни города.

Почему остался кислый привкус. В Киеве даже самый изысканный пейзаж жителям города разбавит ярко-розовая улитка на колесах. А нам так хотелось Пикачу...

6. Подземный переход — первый в мире оффлайновый В2С маркетплейс

 

подземный переход

 

Что это. Подземный портал уличной торговли, который объединяет большие потоки покупателей с розничными торговцами категорий FMCG, fashion, electronics, фрукты/овощи, чай/кофе/пирожки. Также в подземном переходе представлен широкий спектр услуг — от массажа до консультаций астролога.

Как повлиял на жизнь. Электронную коммерцию придумали в США, зато переходную торговлю точно придумали в Украине. Существующий в странах Запада исключительно как элемент транспортной инфраструктуры, в Украине подземный переход стал маркетплейсом, площадкой, на которой встречаются покупатели и продавцы, а комиссию получает сторона, которая "держит" маркетплейс.  В нашей стране подземные переходы — это малоизвестный на Западе подвид розничной торговли, который ты не найдешь ни в одном аналитическом отчете.

Subway retail процветает — в подземке можно купить все: от сарделек, трусов и яда для тараканов до свадебного платья. Гарантированный бонус — общая эстетика и атмосфера украинских переходов. А еще благодаря им можно забыть о массажисте — утренняя и вечерняя давка промассажируют все твои косточки.

В разветвленном подземном переходе где-нибудь на Харьковском массиве Киева легко заблудиться. Но зато это всегда является правдоподобным оправданием за опоздание на работу — любой директор поймет и простит. Возможно, свою карьеру он начинал бутстрапером где-нибудь в торговых рядах перехода на Шулявке.

Подземные маркетплейсы — устойчивый бизнес. Аренда площадей в подземных переходах столицы по стоимости  соизмерима с арендой в престижных ТЦ.  Выстояли они даже в политической борьбе с жителями Киева. В свое время недовольство резиновыми тапочками и копченой рыбой на входе в переход переросло в электронную петицию о запрете торговли в подземных переходах.

Петиция даже набрала более 10 тысяч подписей. Однако ответ Киевской власти был благосклонным к порталам подземной коммерции: мэрия заявила, что не может просто так взять и ликвидировать торговлю в переходах. "Це питання комплексне, що потребує ґрунтовного та всебічного вивчення" — исчерпывающе объяснил мер Виталий Кличко.

Подземный переход — это не просто торговая точка. Это часть нашей культуры. По пути на работу или домой тебя развлекут цыгане, попрошайки и хорошо одетые музыканты. Сравни: даже украинская статья о подземном переходе на "Википедии"  больше, чем статья о переходах на английском. Совпадение?..

Почему без гордости? По ночам — стрёмно.  

7. Секонд-хенды — оффлайн экосистема фешн-ритейл

 

секонд-хенд

 

Что это. Конечно, мы в курсе, что секонд-хенд придумали не у нас. Но именно в Украине этот традиционный бизнес стал сегментом sharing-economy и толчком к развитию электронной коммерции.

Одежда-шеринг (по народному "секонд-хенд") — это верхний уровень воронки, через которую проходят все будущие клиенты фешн-ритейл и электронной коммерции. Экосистема розничных торговых площадок стильных излишков европейской одежды по украинским ценам. Секонд-хенд — альтернатива интернету вещей.

Как повлияли на жизнь. Покупать одежду в зарубежных магазинах не всегда есть возможность. Покупать онлайн еще пять лет назад было непривычно. Поэтому последние 15 лет, когда хотелось чего-то новенького, украинцы отправлялись в секон-хенд. В 2013 году Украина в странах ЕС закупила секонд-хенда больше, чем на 130 млн.

Со временем магазины одежды с пробегом превратились в популярный вид развлечений у студентов и молодых бережливых семей: "прошвырнуться по секондам". Именно в магазинах подержанной одежды родилась украинская разновидность тренда showrooming — молодые украинки присматривают модную одежду в дорогом магазине, а затем идут в секонд, где покупают похожую, но более дешевую версию.

Сегодня каждый 4-й украинец — клиент секонд-хенда. При этом электронной коммерцией пользовался лишь каждый двенадцатый украинец. В этой сфере работает 350 тысяч человек — это больше людей, чем трудится на железной дороге (а железная дорога — очень большая).

Следуя принципу "Кто глубоко копается, тот модно одевается", на секондах можно разжиться как новомодными тренчами, так и сумкой в стиле "абсолютный трэш". А если тебе мало массажных процедур после бодрящего подземного перехода, рекомендуем как-то ранним утром попасть в магазин секонда. Особенно острые ощущения можно испытать на входе в день завоза новых шмоток.

Почему не будешь гордиться. Существуют определенные ограничения по брендам. Ты никогда не найдешь на секонде многих крутых брендов, например, Abercrombie&Fitch, которые сжигают всю непроданную одежду, а также многих коллекций H&M.

8. Тюнингованные в гаражах авто — украинский пример краудфандинга

 

тюнингованные авто

 

Что это. Лакшери-вариант средств передвижения в нижней части сегмента "эконом". Цены на такие транспортные средства — от нескольких тысяч гривен и до пяти тысяч евро. Но мы нашли для тебя прокачанную "Капейку" со спортивными сидениями  всего за 40 тысяч гривен.

Как повлияли на жизнь. Первый пример реализации дворового краудфандинга для стартапов на стыке Car-tech-tainment. Украинские подростки скидывались на развалюху всем двором задолго до появления Kickstarter и украинской версии "Тачка на прокачку". Совместное финансирование проекта по тюнингу авто развило целую индустрию технологий в гаражах. Тачскрины и автопилоты встраивались в обновленные драндулеты задолго то взрыва популярности индустрии connected car на Западе. Благодаря колоссальной фантазии "батина копейка" превращалась в чудо на колесах.

Ребята из гаражей, конечно, не поднимали seed в Aventures, но движение стало мейнстримом исключительно благодаря микрофинансированию. Сегодня именно о "Жигулях", смачно нашпигованных разного рода звуковыми колонками, светодиодами и наклейками, грезит каждый нормальный пацик с района, познавший четкость бытия. Пределом мечтаний являются также кислотных цветов обивка салона с животными принтами и заниженный клиренс легенды советского автопрома. О них также пишут ведущие медийные ресурсы.

Почему не будешь гордиться. Потому что украинским "Жигулям" ещё очень далеко до ярких панамских автобусов, на которые хочется смотреть, а не ездить на них — не ездить же на произведении искусства.

9. Пристройки к зданиям — дополненная реальность на рынке недвижимости

 

пристройки к зданиям

 

Что это. Вырванные у пространства и общества дополнительные метры жилплощади. Ответ счастливчиков с 1-го этажа на отсутствие социальных программ по обеспечению жильем. В будущем — стиль городской архитектуры 90-х и 2000-х годов.

Как повлияли на жизнь. Пока мир приходит в себя после нашествия покемонов, владельцы квартир на 1-2 этажах жилых домов украинских городов давно применяют технологию augmented reality в строительстве, увеличивая жилплощадь при помощи пристроек, которых как бы не существует.

Более 70% реконструкций и перепланировок квартир в Украине выполнены незаконно. Но это можно объяснить: в Киеве размер жилой площади определен на уровне 7 кв. м на человека, в Тернополе — 6 кв. м, а в Харькове — 5,5 кв. м. Мало. Именно поэтому все больше и больше людей жаждут расширения пространства. Наиболее просто реализовать дополненную реальность оказалось жителям первых этажей жилых домов.

Построить дополнительную комнату и привести ее в жилое состояние стоит от 25 до 70 тысяч грн, тогда как покупка самой дешевой однокомнатной квартиры в столице обойдется в 350500 тысяч грн. Конечно же, большинство выбирает вариант "построить". В результате получается, что пристройка выходит больше, чем дом, или вместо балкона "на метр длиннее" появляется целый замок.

Почему ты не будешь гордиться. Ты живешь на 8-м этаже. А выше второго технология дополненной реальности не работает.

10. Кетчунез — нанопища будущего, удачный проект украинского Food tech

 

кетчунез

 

Что это. Гениальная комбинация двух популярных соусов: кетчуп + майонез. Незаменимое дополнение к праздничному столу в любой студенческой тусовке (в особых случаях можно добавлять еще и горчицу).

Как повлиял на жизнь. Говорят, у выращенного в пробирке мяса есть одна проблема: оно невкусное. Этот недостаток устраняется коллективным изобретением голодных студентов киевских ВУЗов, которое называется кетчунез (ketchu-nnaise).

Дивная комбинация кетчупа и майонеза сообщает приятный и освежающий вкус всякой еде, которая поливается кетчунезом. Это универсальная вкусовая добавка, заправка для салата и гарнир для еды. По широте способов применения кетчунез прекрасно дополнит любую пищу будущего, например Soylent или то же мясо из пробирки. Именно кетчунез уверенно можно считать первым успешным украинским проектом в сфере Food tech.

Сказать, что это изобретение уже изменило чью-то жизнь, сложно — таких данных у нас нет. Его создатель не успел оформить патент или хотя бы создать стартап с мыслью продаться Баффету. Поэтому ты не увидишь счастливого лица изобретателя кетчунеза в Инстаграме директора очередного бесполезного украинского инкубатора, который колесит по Силиконовой долине, прожигая деньги инвесторов.

Но всем известно, что каждый, кто один раз попробовал кетчунез, никогда не вернется к простым соусам.

К сожалению, правительство до сих пор не подсчитало стратегическую выгоду от этого продукта. Да и делают его исключительно в домашних условиях. Но можно предположить, что при улучшении инвестиционного климата кто-нибудь инвестирует в промышленное производство кетчунеза, а это 100% увеличит доходы от экспорта в ЕС или страны Африки.

Почему вкус не вызывает гордости.  Потому что кетчунез — это пока что крафтовый продукт. А когда мы запустим его в масштабное производство и на экспорт, тогда будем гордиться.

11. Украинские законы — фреймворк виртуальной реальности для депутатской коммерции  

 

закон

 

Что это. Законодательное поле — фреймфорк для виртуальной реальности, в которой существуют депутаты, чиновники, судьи и прокуроры. Универсальный способ увеличения задекларированного (а чаще всего — нет) благосостояния посадових осіб української держави.

Как повлиял на жизнь. Хотя Украина и признана страной с наилучшим избирательным законодательством в СНГ, мало где еще могут так изощренно лишать эти законы силы и смысла. У нас все решает не закон, а судья, который имеет закон на любой случай жизни. Поскольку большинство законов — противоречивы, запутаны, допускают разные трактовки или просто бесполезны для общества. Эту неразбериху ловко используют венчурные и стратегические инвесторы украинской политики, поднимая немыслимый ROI. Запутанные законы — ключевое звено в технологической цепочке украинской политики. Вместе с гнилой судебной системой, конечно.

Как это работает. Виртуальная законодательная реальность в Украине существует благодаря любопытной технологии шифрования. Эта технология очень схожа с технологией блокчейн, но базируется на альтернативном принципе — продуманный хаос, когда в системе умышленно генерится безумное количество законов и создается такое количество связей, что в них способно работать ограниченное количество лиц. Фреймворк защищен большим бюрократическим аппаратом, который очень сложно взломать.

Этот бюрократический аппарат утверждает каждую транзакцию или решение, ссылаясь на случайно выбранные элементы законодательного кода, и при этом не несет почти никакой ответственности. Такая технология защищает лучше, чем криптовалюта!  

Почему не вызывает гордости. Очень высокий порог входа! Возможность зарабатывать деньги в этой виртуальной законодательной реальности ограничена узким кругом инвесторов: депутатов и их провайдеров услуг по осуществлению транзакций и безопасности — судей и прокуроров.

Это еще далеко не все. Stay tuned!

Конечно, это не полный перечень удивительных технологических достижений. Как видишь, у всех этих изобретений и инноваций украинцев есть общая черта: неумение продать себя, непонимание важности патентов, отсутствие инвестиций в R&D.

Это говорит о том, что украинский рынок технологий только зарождается. Оставайся с нами — оставь свой е-мейл внизу, под статьей — и осенью первым получишь красочный и понятный справочник "IT Украины в инфографике".

P.S. Мы хотели добавить в этот список еще один выдающийся В2С проект: торговлю пирожками и куриным окорочком с картошечкой на перроне ж/д станции Жмеринки. Но когда увидели, на каком уровне сегмент railway-station commerce находится в Индии, то поняли, что гордиться Украине тут пока нечем.

 

инфографический справонник IT Украины