Европа скоро перейдет на электрокары. Вот что ЕС для этого делает и как Украина может на этом заработать

Почти каждый третий импортированный в ЕС автомобиль — электрокар. Европейский союз в будущем вообще откажется от машин с двигателем внутреннего сгорания, и сейчас строит для этого заводы по производству аккумуляторов по всему ЕС. Вот что ждем станы Европы в будущем и как Украина могла бы заработать на электромобильной революции.

В первые годы 20-го века люди, скептично относившиеся к автомобилям, имели основания говорить, что самобеглые коляски — удел чудаков, а производители кнутов и лошадиных сёдел будут получать прибыль еще сотню лет. Но в первые несколько десятилетий этого же столетия, когда во многих странах появилась полноценная автомобильная промышленность, они поняли, как ошибались. Количество машин с ноля до сотни на тысячу человек выросло за десять лет. 

 

динамика производства автомобилей

 

То же самое происходит сейчас с электромобилями и нефтяной индустрией. Подтверждением этого является то, как серьезно крупнейшие авторынки мира готовятся к массовому внедрению электрокаров. Среди них — Евросоюз. 

Почти треть импорта машин в ЕС — электрокары

Доля электромобилей и подключаемых гибридов в автопарке ЕС в 2018 году составила около 2%. В 2019 году в Евросоюзе продали 10% авто на альтернативных видах топлива. Они же составляют 30% в импорте и 14% в экспорте. 

Европейские автопроизводители тоже переходят на производство электромобилей

Крупнейший европейский автопроизводитель Volkswagen планирует, что в 2030 году 60% его продаж составят электромобили. В 2022 году Mercedes представит 10 моделей на электротяге. BMW считает, что уже через 4 года от 15 до 25% производимой концерном продукции будут гибридами и электромобилями. От немцев не отстают французы — Renault до 2025 года планирует выпустить на рынок 14 новых моделей, 7 из которых будут чистыми электромобилями, остальные — гибридами.

Европа строит новые заводы, чтобы стать одним из лидеров в производстве батарей для электромобилей

Батарея — самая дорогая часть электромобиля. Без собственного производства аккумуляторов европейские производители могли бы попасть в зависимость от Китая, который сейчас является их лидирующим поставщиком. Но не попадут — в Европе проектируются и строятся десятки фабрик, которые позволят обеспечить автопроизводителей батареями, и к 2030 году на Европу будет приходиться треть производства аккумуляторов в мире. А сейчас Китай производит 80% батарей, на Европу приходится только около 3%

 

планы ЕС по производству аккумуляторов для электрокаров

 

 

Вот где планируют построить эти заводы. 

 

планы ЕС по строительству заводов для производства аккумуляторов для электрокаров

 

Сейчас в ЕС больше зарядных станций для электромобилей, чем заправок для обычных авто

Еще 10 лет назад найти зарядную станцию для электромобиля было затруднительно, сейчас это повседневность — их количество приближается к 300 тысячам. Для сравнения, бензиновых заправок в европейских странах насчитывается около 93 тысяч. Этого количества достаточно, чтобы заправлять 250 миллионов легковых автомобилей и 34 миллиона тяжелых грузовиков, работающих на бензине и дизеле.

 

количесто зарядных станций для электрокаров

Количество публичных зарядных станций для электрокаров в странах Европы

Зарядка электрокаров потребует модернизации электросетей, и Европа уже ей занимается 

В 2019 годы на зарядку электромобилей в Европе пришлось 0,2% общего потребления электроэнергии. Ожидается, что в 2030 от 4 до 6% электричества, произведенного в странах Старого света, будет питать аккумуляторы электрокаров. Это потребует увеличения генерации и модернизации сетей. Организация европейских операторов передачи энергии ENTSO-E уже озаботилась пилотными проектами, которые позволят не просто подключить к зарядке миллионы электромобилей, но и получить от этого дополнительную пользу — использовать электрокары как способ погасить пики в выработке электроэнергии. 

 

 

В будущем Европа откажется от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания

В 2018 году в Евросоюзе насчитывалось 130 зон низких выбросов, куда не допускаются транспортные средства, не соответствующие нормам по загрязнению. Естественно, электромобили в число таких транспортных средств не входят. Далее предполагается вводить  более жесткие меры, такие как запрет на продажу автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Норвегия собирается ввести такое ограничение для потребителей уже с 2025 года. А в 2040 году Франция, Италия и Великобритания собираются отказаться от продаж автомобилей, которые загрязняют атмосферу.



планы ЕС по отказу от авто с двигателем внутреннего сгорания

 

Украина может заработать на электромобильной революции — у нас есть запасы лития, и страна могла бы производить батареи 

Страны Европы готовятся к массовому внедрению автомобилей комплексно и на разных уровнях. Они честно заявляют потребителю — через некоторое время ты не сможешь купить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания или будешь ограничен в его использовании. 

 

Украина могла бы заработать на этом. По прогнозам, спрос на литий до 2025 года удвоится и составит 800 тысяч тонн, в основном он нужен будет именно для аккумуляторов для электрокаров (но также и для другой техники). А в Украине есть три месторождения лития. Сейчас добыча на них не ведется, и точных данных о запасах нет — они засекречены СБУ, но есть данные о том, что запасы могут достигать 10% мировых. И хоть эти месторождения еще надо разведывать, чтобы подтвердить прогнозы и начать добычу, даже с меньшими запасами Украина смогла бы стать одним из центров по производству аккумуляторов.

 

Конечно, для этого нужны инвестиции в технологии производства батарей. Для них нужен доступ на украинский рынок компаний, которые занимаются разведкой, добычей и производством, или покупка таких технологий нашими компаниями. В этом им могло бы помочь государство, тем более что Украина уже обратила внимание на электрокары — у нас нет НДС на их импорт. Стимулировать производство — следующий логический шаг. Но в экономической стратегии Украины нет ни слова про электромобили или литий.  

 

 Мы наверняка скоро потеряем статус транзитера российского газа, а такие проекты способны заместить потерянные доходы, создать новые рабочие места в более-менее технологичной индустрии и увеличить важность Украины для ЕС, опять встроить Украину в систему энергетической безопасности Европы. Так что возможное производство аккумуляторов для электромобиля в Украине — это не только экономический, а еще и геополитический проект. 

 

А какие энергетические возможности есть у Украины сейчас? Об этом читайте в нашем исследовании об энергетике в Украине, которое выполнено полностью в инфографике. Кликните на баннер ниже, чтобы скачать его. 

Автор дослідження - контент-маркетингова агенція Top Lead. За пітримки партнерів юридичної фірми AEQUO, Baker Tilly та ДТЕК.