5 интереснейших фактов об украинском самолетостроении, которые ты мог упустить
В мире существует всего 7 стран, в которых могут построить самолет, начиная с чертежей и заканчивая последним винтиком в конструкции уже полностью готовой авиамашины. И Украина среди этих стран. Мы подобрали для тебя 5 просто улетных фактов об украинском авиастроении.
Самолетостроение — одна из самых прибыльных и капиталоемких отраслей машиностроения. В Украине сейчас более 60 авиапредприятий. Именно на них работает четверть машиностроителей нашей страны.
Благодаря этому среди всей авиации бывшего СССР украинские воздушные суда — одни из немногих, которые до сих пор успешно летают. Больше того, некоторые модели самолетов типа "Ан" опережают аналогичные мировые образцы на 3-4 года.
1. Самый большой в мире транспортный самолет — "Мрия"
В 2001 году, самолет "Мрия", взяв на борт груз в 253 тонн, за один полет установил 124 рекорда. Максимальная масса груза, который может нести "Мрия" — 250 тонн, а дальность полета с грузом 200 тонн внутри фюзеляжа — 4000 км.
Самолет "Мрия", вид спереди, 2002 год. Автор фото: Rico_Kuehn
Чтобы тебе легче было понять все масштабы — с помощью этого самолета можно перевезти целое украинское село!
Кстати, совсем недавно "король неба" был в австралийском Перте и вызвал там настоящую сенсацию — на "Мрию" сбежались посмотреть 15 тыс. австралийцев.
Ну и чтобы точно тебя застыдить, австралийский актер и комик Мэтт Дукански, впечатленный самолетом Ан-225 "Мрия", посвятил ему прощальную песню и даже снял слегка странноваттый клип :
2. Украинские пилоты — среди лучших в мире
В августе 1994 года экипаж в составе Юрия Яковлева и Игоря Пугача, летавший на серийном самолёте А-20, вскоре оказался на втором месте на Открытом Чемпионате Польши.
Уже через год тому же экипажу удалось занять 2-е место на 5-м Чемпионате Европы по пилотированию среди сверхлегкой авиации, состоявшемся в Великобритании на аэродроме Little Rissington.
А еще у одного из самих лучших летчиков-испытателей наших времен чудесная фамилия — Спасибо (имя — Андрей). Круто, наверное, с такой фамилией было в школе дебоширить. Что не сделаешь — за все благодарят.
Украинский пилот-испытатель Андрей Спасибо. Фото: "Сегодня"
3. АН-124 "Руслан" — самый мощный самолет в мире
На сегодняшний день это самый большой в мире эксплуатируемый военный самолет в мире. Основное его назначение — транспортировка военной техники и личного состава. Он тоже рекордсмен: в 2011 году "Руслан" переправил из Канады в Ирландию целый локомотив весом в 109 тонн.
В конце 2005 года украинцы подписали трехлетний контракт стоимостью 600 млн евро с агентством NAMSA для перевозки грузов для НАТО и Евросоюза. Он действует и сейчас.
В честь украинских самолетов НБУ выпустил даже специальную серию монет. В десятке самых больших самолетов мира аж 3 украинских авиамашины.
Самолет Ан-124 "Руслан". Автор: Jojo
4. "Антонов" и "Мотор Сич" — как минимум эти два названия должны быть в твоей голове, когда вспоминаешь об украинской авиаотрасли
"Антонов" является крупнейшем производственным предприятием столицы со штатом в 13,5 тыс. человек. В I квартале 2015 года, когда страна уже жила по жестким законам экономического кризиса, оно увеличило свой чистый доход более чем в два раза — до 947 млн грн — и получило 330 млн грн чистой прибыли.
Самолетов такого класса, какие делает "Антонов", в мире не производит никто — небольшие транспортники и пассажирские судна, ниша по производству которых частично пустует. Эксперты сравнивают эти авиамашины с внедорожниками — "проедут везде".
Еще один нашумевший факт о предприятии "Антонов": в конкурсе на народное имя для нового транспортного самолета Ан-178 в социальной сети Facebook победило название "Бандера". Оно неофициальное, поскольку антоновцы это имя не записали никуда.
Голосование за название для самолета "Антонова" в Facebook. Скришнот: "Корреспондент"
"Мотор Сич" — еще одно предприятие-легенда. Оно является одним из ведущих предприятий в мире по разработке, производству, ремонту и обслуживанию авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, а также промышленных газотурбинных установок. По состоянию на 2010 года ПАО "Мотор Сич" производило и сопровождало в эксплуатации 55 типов и модификаций двигателей для 61-го вида самолетов и вертолетов.
В 2013 году "Мотор Сич" оказалось на пятой позиции в рейтинге ведущих предприятий высокотехнологического машиностроения Украины по уровню управленческих инноваций.
5. Счастье в мелочах — украинские дроны продают в 84 страны мира
Украинский проект Dron.ua уже вышел на европейский рынок. Ребята в числе первых, кто зарегистрировал свой проект в США, — они сделали это уже спустя две недели после официального начала регистрации в мире. Сейчас они собирают до 30 платформ среднего уровня сложности в месяц. Готовые машины экспортируют в 84 страны мира. Компания Drone.ua вошла в ТОП-20 самых инновационных предприятий Украины по версии Forbes.
Круто, скажи? Но имея такой потенциал в авиастроении, Украина до сих пор остается страной с почти закрытым небом. Компания-монополист "Международные авиалинии Украины" занимает 3 место в рейтинге самых худших авиалиний мира. Задумайся, хуже нас только Судан и Туркмения. Из-за политических манипуляций мечта туриста — компании-лоукостеры типа Ryanair или EASYJET - пока не спешат в нашу страну.