Звіт про управління: что это такое, как его делать и какие новые возможности он дает. Гид по отчету для бизнеса

С 2018 года украинские компании должны подавать новый отчет — отчет об управлении. В том числе те, которые раньше почти никаких отчетов не подавали. Это касается более 15 тыс. компаний. Объясняем, как сделать этот отчет и каким образом превратить его в нечто большее, чем набор текста и таблиц, чтобы он принес пользу бизнесу.

Как готовить отчёт об управлении? Мы обратились к специалистам компании Top Lead, которые готовили годовые отчёты Нафтогаза, ПУМБ, ДПЗКУ и в ноябре проводят специализированную конференцию о корпоративной отчетности — Corporate Reporting Conference.

 

В 2017 году Рада внесла изменения в Закон "О бухгалтерском учёте и финансовой отчетности". Изменения коснулись и отчетности — многие компании должны подавать отчет об управлении. Эта норма сделала наш закон более похожим на нормативные акты ЕС.

Чтобы помочь бизнесу разобраться с отчетом об управлении, мы составили этот гид в вопросах и ответах.

Отчет об управлении — что это?

Это документ, в котором компания рассказывает о своих текущих делах и планах на будущее. Отчет этот должен содержать как финансовую, так и нефинансовую информацию, которая описывает, в каком состоянии находится компания и раскрывает риски для ее деятельности.

Какую именно информацию нужно раскрывать в отчете об управлении?

Закон не поясняет такие подробности, но Директива ЕС, которая лежит в основе изменений, и Постановление НБУ о финотчетности банков раскрывают эти понятия.

Финансовая информация — это данные о перспективах и стратегии развития предприятия, его действиях за отчетный период: покупке акций или же использовании финансовых инструментов, например, облигаций, фьючерсов или опционов. А также о рисках — ценовых, кредитных и прочих, с которыми компания столкнулась и к которым у нее есть склонность. Данные о финансах из отчета об управлении дополняют финотчетность.

Нефинансовая информация касается окружающей среды и персонала, исследований, разработок и благотворительности. Банки, у которых более 500 сотрудников, должны также раскрывать информацию о соблюдении прав человека и борьбе с коррупцией.

Отчет должны подавать все компании?

Нет. 95% украинских компаний — это малые и микропредприятия, которые не обязаны подавать отчет. Отчет об управлении обязаны подавать средние и большие предприятия. При этом средние имеют право не указывать нефинансовую информацию.  

Какие предприятия являются средними, а какие большими?

Средние — те, которые в году, который предшествует отчетному, соответствуют хотя бы двум из этих критериев:

1) балансовая стоимость активов от 4 до 20 миллионов евро;

2) чистый доход от реализации от 8 до 40 миллионов евро;

3) среднее количество сотрудников — от 50 до 250 человек.

Большие — аналогично если соответствуют хотя бы двум из этих критериев:

1)  балансовая стоимость активов от 20 миллионов евро;

2) чистый доход от реализации от 40 миллионов евро;

3) среднее количество сотрудников — от 250 человек.

Когда и за какой период нужно подать отчет?

Отчет об управлении должен содержать информацию о делах в текущем календарном году. Впервые его нужно будет подготовить по итогам 2018 года. Пока Кабмин и профильные министерства не установили другие сроки, отчет об управлении подавать нужно вместе с финансовой отчетностью не позднее 27 февраля 2019.

Банки подают и публикуют отчет об управлении на своем сайте не позже 30 апреля 2019.

Где можно скачать форму отчета?

Нигде. Форма отчета об управлении пока законодательно не определена. Ни закон, ни П(С)БО не указывают на то, какой должна быть форма отчета. Минфин опубликовал проект изменений в П(С)БО, но там о строго регламентированной форме — ни слова, есть только перечень информации, которую нужно предоставить.

Это значит, что, в отличие от, например, формы баланса или отчета о финрезультатах, государство не будет регламентировать формат отчета об управлении.

Получается, что компания может сама решать, как будет выглядеть отчет?  

Именно. Законодательством предусмотрены лишь общие минимальные требования к содержанию и формату отчета.

Информация в нем должна быть достоверной, объективной и полной

НБУ уже принял перечень обязательной к раскрытию информации для банков. В отчете об управлении они должны описать, например, характер бизнеса, цели руководства и стратегии их достижения, интеллектуальный капитал и технические ресурсы, KPI, отношение с акционерами и прочее. Список большой, но он не исчерпывающий.

Тогда как для других юрлиц подобного перечня еще нет.

То есть ты можешь добавить помимо предусмотренной в законе финансовой и нефинансовой информации ту, которую хочешь донести до клиентов, потребителей и партнеров.

Форма — на усмотрение компании  

Можно подать данные в удобном для читателя формате: добавить графики, инфографику, иллюстрации, фото и видео. Важно описать всю требуемую информацию простым языком, чтобы результаты деятельности компании были понятными не только для специалистов, а и для простых людей.

 

Это значит, что отчет об управлении может выполнять сразу несколько функций, кроме выполнения требований государства.  

Отчет об управлении может давать новые знания

Часто бизнесу приходится образовывать клиентов. Это касается компаний, чьи услуги или продукты являются непонятными, компаний, которым приходится дополнительно разъяснять ценность своих продуктов. Например, аудиторских или маркетинговых компаний. В этом случае отчет об управлении поможет рассказать о трендах в индустрии и объяснит сложные для понимания концепции.

Это инструмент для коммуникации

В отчете об управлении можно детально рассказать об успехах компании и ее перспективах, описать риски, которые существуют в бизнесе, и объяснить, за счет чего компания способна с ними справиться. Отчет об управлении может стать мостиком, укрепляющим лояльность к бренду компании.

Вы можете доказать свою надежность с помощью отчета  

Еще одна возможность — сделать отчет с прицелом на партнеров, настоящих и будущих, чтобы продемонстрировать им надежность вашей компании и устойчивый тренд на рост.

Отчет для клиентов, а не для налоговой

Свободная форма отчета дает возможность превратить его в конвейер по привлечению клиентов, который будет регулярно работать на рост лояльной аудитории и усиление позиции бренда на рынке.

 

Однако Минфин подготовил проект методические рекомендаций, которые утверждают, что в отчете необходимо раскрыть следующую информацию:

— организационная структура и описание деятельности компании,

— результаты деятельности,

— ликвидность и обязательства,

— окружающая среда,

— кадровая политика,

— риски,

— исследования и инновации,

— финансовые инвестиции,

— перспективы развития,

— корпоративное управление.

Кому подавать отчет?

Отчет об управлении подается вместе с финансовой отчетностью, а значит, в тот же орган, куда и она. Но в зависимости от того, чем занимается компания, органы эти могут отличаться. Банки подают отчеты в НБУ, акционерные общества — в Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, страховые — в Нацкомфинуслуг. Но любое юрлицо, без исключений, подает финансовые отчеты в налоговую и органы статистики.  

Внутри компании, если это предусмотрено уставом, отчет подается еще и учредителям (руководителям). Работники компании тоже могут захотеть увидеть отчет. По требованию они должны его получить.

Отчет об управлении должен быть опубликован на интернет-странице или сайте предприятия. Или каким-либо другим, например, печатным способом.

А есть примеры того, каким можно сделать отчет об управлении?

Отчет об управлении может выглядеть так — как страница из учебника.

отчет об управлении

Вполне вероятно, что некоторые отчеты об управлении будут выглядеть именно так — сухо, скучно и безжизненно    

Но, фактически, отчет об управлении — это мини-годовой отчет, и функции он выполняет аналогичные. Поэтому лучшим примером будут годовые отчеты больших компаний, таких как BMW, Vodafone, Astarta, Нафтогаз, ПУМБ. Для них отчет — инструмент коммуникации с клиентами, партнерами и акционерами. Эти примеры мы и используем, чтобы показать, как можно сделать отчет таким образом, чтобы он стал крепкой основой для роста бренда.  

Необходима продуманная структура  

Структура отчета — это первое, на что обращают внимание читатели. Отличная структура — та, которая учитывает интерес целевой аудитории и ведет ее от одного важного вопроса к другому. Для каждой целевой аудитории эта структура будет разной.  

Пример. Целевая аудитория годового отчета банка ПУМБ — его клиенты. Задача — объяснить им, что происходило с банком в 2017 году. Исходя из этой аудитории и задачи, банк разделил отчет на три раздела:

— о важных событиях в экономике Украины и банковской системе в 2017 году (фон для рассказа о банке);

— о результатах деятельности банка;

— о технологических трендах, которые влияют на экономику Украины (объясняет, почему банк инвестирует в технологические решения наподобие чат-бота и онлайн-банкинга).

содержание отчета

Содержание годового отчета ПУМБ

Акцентируйте внимание на том, что волнует аудиторию

Цель подобных отчетов — внятно ответить на вопросы, ответы на которые читатели не могут найти ни в одном другом документе. Если отчет будет содержать не просто набор данных, а сосредоточится на тех аспектах, которые важны в данный момент, его выход станет событием, которого будут с нетерпением ждать.

Пример. Отличным примером станут годовые отчеты "Нафтогаза": в отчете за 2014 был раздел о коррупции в газовой промышленности, в 2015 отдельно объяснялись субсидии, в 2016 — как газ из месторождения попадает в твой дом, а в 2017 — о победе в Стокгольмском арбитраже.

Vodafone как глобальная компания с клиентами по всему миру, которых интересует, смогут ли они и в будущем доверять ей свои деньги и ожидать высокого качества услуг, в отчете за 2016 фокусируется на стратегии развития компании.

отчет Водафон

А в 2018 она сделала акцент на развитии технологий и новых программах для клиентов.

 

отчет Водафон 2018

Дизайн отчета об управлении покажет лицо компании  

Годовой отчет — это отражение компании. У каждой из которых есть свои особенные черты. Крутые отчеты полны уникальных фотографий и иллюстраций, дизайнерских решений: шрифты, стиль и референсы подчеркивают особенности компании, ее продукта и сотрудников.

Пример. Взгляните на дизайн отчетов "Кока-Колы" и "Астарты". Это не безликие отчеты с черным текстом на белом фоне, их дизайн отражает деятельность компании: бизнес в сфере производства напитков и агробизнес соответственно.  

Годовой отчет кока-кола    

Годовой отчет Coca-Cola  

годовой отчет Астарты

Отчет к 25-летию создания компании "Астарта"



Цвет также служит инструментом для навигации по разделам (из отчета "Нафтогаза").

отчет нафтогаза

нафтогаз отчет

Разделы отчета "Нафтогаза" имеют разный основной цвет

Превратите отчет в источник образовательного контента

Вы ведь не скованы положениями закона, помните? Используйте отчет, чтобы образовывать клиентов, увеличить узнаваемость бренда, наладить коммуникацию с потребителями, донести свои ценности.

Показатели деятельности компании чаще всего не интересны никому, кроме аналитиков. Но именно они являются лучшим способом убедить в том, что компания надежна. Раскрыть потенциал финансовых показателей или успешных кейсов помогает контент, который раскрывает их суть в понятной для читателя форме.

Контентом, который раскроет ваш бренд с новой стороны, может быть все что угодно: финансовая отчетность, кейсы, истории сотрудников, планы на будущее, особенности производственного процесса, стратегия развития. Даже риски, которые, согласно Закону, нужно показать в отчете об управлении, можно преподнести так, чтобы доказать надежность компании — например, объяснив, почему компания способна успешно им противостоять.  

Кроме того, что образовательный контент, как пылесос, притягивает потенциальных клиентов и превращает их в существующих, он имеет долговременный эффект, потому что его можно публиковать в блоге, шерить в соцсетях, делать на его основании статьи или использовать другим способом, чтобы увеличить свое присутствие в информационном поле на долгий срок.

Пример. ПУМБ в своем годовом отчете показывает сложную для неподготовленного читателя формулу расчета чистой прибыли и преподносит ее визуально таким образом, что даже человеку без экономического образования понятно: что доход и прибыль есть, а также почему они именно такие, а не другие.

годовой отчет ПУМБ

ПУМБ объясняет, как работают банки

Одна инфографика заменяет 1000 слов

Визуализация — это лучший способ объяснить сложные понятия. Например, бизнес-модель, финансовые показатели, цепочку добавленной стоимости, показать компанию изнутри.

Пример. "Нафтогаз" использовал инфографику, чтобы показать процесс добычи газа.

добыча газа

Как газ попадает к нам в плиту или на заводы: от этапа разведки возможного месторождения до доставки конечному потребителю

KION Group изобразила свою логистическую цепочку в 3D-графике.

отчет Kion

Не обязательно превращать весь отчет об управлении в серию инфографик, но одна-две, которые и будут расставлять акценты, помогут компании наладить коммуникацию с потребителями и заинтересуют их именно в вашем бренде, потому что инфографика запомнится надолго.

Используйте отчет об управлении, чтобы быть на шаг впереди конкурентов

Первый отчет об управлении нужно будет подать в начале 2019 года, но пока что небольшое количество компаний об этом задумывается. И отчеты большинства компаний будут неинформативным набором текста и таблиц, хотя при правильном подходе способны дать бизнесу инструмент для того, чтобы стать более прозрачным, привлечь внимание потенциальных клиентов и укрепить лояльность существующих, упрочить уверенность партнеров в надежности компании.

И пока конкуренты будут зевать и упускать шанс, ваша компания, сделав отчет об управлении многофункциональным маркетинговым инструментом, получит долговременный эффект в виде роста клиентов и доверия общества.

 

Все, что нужно знать об отчете об управлении — на Corporate Reporting Conference

Со следующего года подготовка корпоративной отчетности станет обязательной для средних и больших компаний. Какой должна быть отчетность, чтобы ее прочитали те, кому она предназначена? Как организовать работу над подготовкой отчета? Почему отчет — это инструмент диалога с рынками и партнерами?

 

Ответы на эти и другие важные вопросы об отчетах дадут спикеры Corporate Reporting Conference, которая состоится в ноябре. Получите возможность пообщаться с представителями компаний, которые готовили лучшие отчеты в своей отрасли. Регистрируйтесь на конференцию, кликнув по баннеру ниже.

 

 

Понравилось? Лайкни нас на Facebook