Финансовый директор для МСБ на аутсорсе: кому нужен и чем может помочь
Для МСБ финансы часто на втором плане. Он сосредоточен на закупке товара, привлечении клиентов, маркетинге… А финансы нужно планировать, как маркетинг, выстраивать процессы, как в логистике. Сейчас, когда бизнес временно на паузе, лучшее время, чтобы привести финансы в порядок и через несколько месяцев стартовать, усилив эту сторону бизнеса.
Консультант Андрей Якшин дает советы о том, как проблемы финансов можно решить благодаря финдиру на аутсорсе.
5 признаков того, что вам нужно разобраться в финансах
1) Учет ведется несистемно и по ощущениям "бардак": нет понимания какой заработок, где сейчас деньги, есть риски кассовых разрывов.
2) У собственника и управленцев есть непонимание финансов и отчетности, компания двигается вслепую, без оглядки на цифры.
3) Необходимо стороннее финансирование для развития бизнеса.
4) Компания реализовывает свою стратегию, расширяясь или открывая новые направления, не оценивая должным образом выгоды и риски. Или есть несколько вариантов вложения, однако нет понимания того, какой выгоднее
5) Могут быть и другие профильные вопросы:
— какой банк выбрать для обслуживания с учетом задач и специфики рынка;
— формирование правил работы с валютой;
— определение инструментов оптимизации оперативной ликвидности
— обучение руководства основам финансов.
Чем может помочь финансовый директор на аутсорсе в этих случаях
Учет ведется несистемно и по ощущениям "бардак": нет понимания какой заработок, где сейчас деньги, есть риски кассовых разрывов.
1/ на начальном этапе дает финансисту компании доступные инструменты для учета факта операций с деньгами, подсказывает и направляет его в работе с этими инструментами, проверяет как финансист это делает, помогает в анализе того, что показывает эта отчетность, подсказывает и помогает составить бюджет доходов и расходов и анализировать его выполнение;
2/ дает инструмент и помогает начать составлять прогноз движения денег, регулярно анализирует его составление для избежания кассовых разрывов;
3/ для настройки полноценного учета: помогает определиться с ключевыми финансовыми показателями и форматом отчетности (Баланс, P&L, Cashflow), находит нужную компьютерную систему учета, помогает найти программистов и ставит им задание для ее доработки; помогает и подсказывает как подготовиться к старту учета в новой системе;
4/ разрабатывает дополнительные инструменты отчетности и показывает как ими пользоваться;
5/ периодически контролирует, как ведется учет и формируется отчетность.
У собственника и управленцев есть непонимание финансов и отчетности, компания двигается вслепую, без оглядки на цифры.
В этом случае Финансовый директор фокусируется на анализе и контроле показателей бизнеса:
1/ регулярно проверяет основные отчеты компании и анализирует финансовое состояние ее различных направлений;
2/ рекомендует что предпринять для оптимизации затрат или избежания проблем, и по шагам прорабатывает с финансистом компании что конкретно и каким образом нужно контролировать, как это технически организовать, и экспертно поддерживает его в этом процессе;
3/ помогает определить ключевые показатели, в том числе операционный результат, окупаемость инвестиций в бизнес, оптимальность использования рабочего капитала, и инструменты для управления этими показателями;
4/ помогает руководству компании настроить инструменты мониторинга показателей компании в реальном времени, анализирует их, и дает рекомендации. Тут можно остановиться поподробнее. Современные и малозатратные инструменты, как например, Microsoft Power BI, позволяют получить мобильный доступ к цифрам бизнеса в виде дашбордов в режиме реального времени, в удобное время и в удобном месте. Имея такой доступ наряду с руководством компании, финансовый директор может качественнее утилизировать свое время для пользы бизнеса.
Необходимо стороннее финансирование для развития бизнеса.
Кто такие внешние инвесторы? Это люди, хорошо разбирающиеся в бизнесе и финансах, с которыми нужно говорить на языке финансов и экономики. Для решения этой задачи Финансовый директор:
1/ помогает в поиске вариантов привлечения денег;
2/ оценивает выгодность вариантов;
3/ составляет финансовые расчеты, поясняющие инвесторам выгодность вложения денег в компанию;
4/ участвует в переговорах с инвесторами и раскрывает им выгодность вложений
Компания реализовывает свою стратегию, расширяясь или открывая новые направления, не оценивая должным образом выгоды и риски. Или есть несколько вариантов вложения, однако нет понимания какой выгоднее.
Финансовый директор в этом случае:
1/ составляет инвестиционный расчет (финансовую модель), который содержит:
— окупаемость вложений;
— точку безубыточности;
— сравнение какой вариант вложения выгоднее;
— прогнозную финансовую отчетность.
2/ участвует в совместном в обсуждении стратегических вопросов на Совете директоров
Ограничения и недостатки финансового директора на аутсорсе
Плюсов в этой модели хватает. Но в том, что может делать для бизнеса Финансовый директор на аутсорсе, есть ограничения. Связаны они с тем, что Финансовый директор на аутсорсе погружен в работу не постоянно, хоть и касается это больше рутинных операций компании:
- регулярный cash-менеджмент: сколько, кому и когда перечислить денег для их сохранности и оптимального использования, депозитные и валютообменные операции;
- оптимизация налогов;
- утверждение платежей.
Аутсорс это не штат, и при взаимодействии со штатными сотрудниками предприятия, могут быть сложности в коммуникации и организации совместной работы, поскольку такой Финансовый директор формально не занимает руководящую позицию.
И как с другими консультантами на аутсорсе, здесь также будет администрирование процесса учета потраченного Финансовым директором времени. Однако, ценность, которую может дать такой формат для МБС — очевидна.
Андрей Якшин ведет телеграм-канал о финансах в бизнесе, подписывайтесь, чтобы финансы вашей компании не стали для вас головной болью!