Диверсифицируйте бизнес, чтобы противостоять кризису. Кейс и советы основателя Briolight
Briolight производит интерактивные устройства для обучения и реабилитации детей. Сейчас заказы упали, покупают меньше и государство, и частные клиенты. В два предыдущих кризиса компания устояла, и ее основатель Андрей Васильев рассказал об этом опыте и дал советы, как справиться сейчас.
Герой: Андрей Васильев, основатель Briolight.
Как кризис отразился на вашем бизнесе?
По основному направлению оборудования для образования и реабилитации значительно снизились продажи, как по линии частных заказчиков, так и по госзакупкам. Было бы хорошо, чтобы государство не сокращало затраты на закупку отечественного оборудования. Это зарплаты и налоги. А пока спасает диверсификация.
Отменены конференции и выставки, в том числе под вопросом всемирная Expo-2020 в Дубае. Это не очень хорошо с точки зрения международных планов и научной работы.
Зато смогли сосредоточиться на научно-методической работе и программировании. Удаленный режим этому способствует.
Как давно вы начали предпринимать антикризисные меры?
Еще в 2019 году.
Сокращаете ли вы затраты?
Закрыли неприбыльные проекты.
Как долго продлится кризис?
Год-два.
Каким был ваш опыт преодоления предыдущих кризисов?
Кризис 2008 года привел нас к импортозамещению. Тогда больше 80% ассортимента рекламной электроники мы начали производить в Украине чтобы обеспечивать бесперебойные поставки клиентам.
Кризис 2014 года сопровождался падением рекламного рынка. В результате мы профессионально сосредоточились на реабилитации и образовании, которые до этого были благотворительными направлениями. Мы смогли применить накопленные технологии, инженерный опыт и программные коды для создания новых видов продукции. Благодаря этому сохранили и увеличили компанию.
Что вы посоветуете сделать украинскому бизнесу, чтобы смягчить последствия кризиса?
Заботиться о сохранении ключевых специалистов, договариваться с партнерами (все в одной лодке), оптимизировать затраты. Важно следить за финансовым и операционным левериджем, т.е. не брать непосильных долгов и не наращивать лишних постоянных затрат.
По возможности, удачно диверсифицироваться, чтобы одни проекты обеспечивали другие. И никогда не прекращать искать новые возможности: этот кризис связан с вирусом и мировой рецессией, а значит, вскоре мы увидим другую структуру мировой экономики.
Требовать от государства эффективных действий по скорейшему преодолению кризиса и поддержки, т.к. именно предприниматели платят налоги и создают рабочие места.