Диверсифицируйте бизнес, чтобы противостоять кризису. Кейс и советы основателя Briolight

Briolight производит интерактивные устройства для обучения и реабилитации детей. Сейчас заказы упали, покупают меньше и государство, и частные клиенты. В два предыдущих кризиса компания устояла, и ее основатель Андрей Васильев рассказал об этом опыте и дал советы, как справиться сейчас.

Андрей Васильев Герой: Андрей Васильев, основатель Briolight

Как кризис отразился на вашем бизнесе? 

По основному направлению оборудования для образования и реабилитации значительно снизились продажи, как по линии частных заказчиков, так и по госзакупкам. Было бы хорошо, чтобы государство не сокращало затраты на закупку отечественного оборудования. Это зарплаты и налоги. А пока спасает диверсификация. 

 

Отменены конференции и выставки, в том числе под вопросом всемирная Expo-2020 в Дубае. Это не очень хорошо с точки зрения международных планов и научной работы.

Зато смогли сосредоточиться на научно-методической работе и программировании. Удаленный режим этому способствует. 

Как давно вы начали предпринимать антикризисные меры?

Еще в 2019 году. 

Сокращаете ли вы затраты? 

Закрыли неприбыльные проекты. 

Как долго продлится кризис? 

Год-два. 

Каким был ваш опыт преодоления предыдущих кризисов?

Кризис 2008 года привел нас к импортозамещению. Тогда больше 80% ассортимента рекламной электроники мы начали производить в Украине чтобы обеспечивать бесперебойные поставки клиентам. 

 

Кризис 2014 года сопровождался падением рекламного рынка. В результате мы профессионально сосредоточились на реабилитации и образовании, которые до этого были благотворительными направлениями. Мы смогли применить накопленные технологии, инженерный опыт и программные коды для создания новых видов продукции. Благодаря этому сохранили и увеличили компанию.

Что вы посоветуете сделать украинскому бизнесу, чтобы смягчить последствия кризиса? 

Заботиться о сохранении ключевых специалистов, договариваться с партнерами (все в одной лодке), оптимизировать затраты. Важно следить за финансовым и операционным левериджем, т.е. не брать непосильных долгов и не наращивать лишних постоянных затрат. 

 

По возможности, удачно диверсифицироваться, чтобы одни проекты обеспечивали другие. И никогда не прекращать искать новые возможности: этот кризис связан с вирусом и мировой рецессией, а значит, вскоре мы увидим другую структуру мировой экономики.

 

Требовать от государства эффективных действий по скорейшему преодолению кризиса и поддержки, т.к. именно предприниматели платят налоги и создают рабочие места.