Украинская медицина и как ее могло бы вылечить реформирование

Украинцы оплачивают 40 % бесплатной украинской медицины из собственного кармана, а количество больничных коек у нас больше в 1,5 раза, чем в Испании (это не очень хорошо). Реформа помогла бы решить эти проблемы, но за нее не проголосовали.

Минздрав представил законопроект "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств" — ключевой для медицинской реформы. Министерство надеялось, что Верховная Рада утвердит закон до 16 мая, но — не судьба. Теперь реформа откладывается еще на годы. Разбираемся, что из себя представляет украинское здравоохранение сейчас и почему его нужно реформировать уже.

В чем состоит главная идея реформы

Суть в том, чтобы разделить покупателя услуг и поставщика. Сейчас и покупает, и продает медицинские услуги государство, ведь именно оно содержит учреждения здравоохранения и оплачивает работу врачей из бюджета. Плюс оно же еще и контролирует это все. Результат — неэффективность, некачественные услуги, коррупция.

Реформаторы планировали создать специальное автономное агентство по финансированию здравоохранения, которое могло бы распоряжаться деньгами и стало бы единым заказчиком услуг. Оно не владело бы медучреждениями, так же как и не управляло ими. Они стали бы самостоятельными и заключали бы контракты напрямую с агентством.  

Такая модель создает конкуренцию за пациента. Чем больше людей вылечит учреждение, тем больше денег оно получит. А заработанными деньгами оно сможет распоряжаться по своему усмотрению и тратить их на актуальные нужды. Кроме того, в такой ситуации можно даже привлекать средства со стороны.

Владельцами большинства учреждений должны были стать местные общины, которые следили бы за качеством услуг. Ответственность государства, в свою очередь — выделение средств для покупки гарантированного госпакета услуг для каждого украинца.

Что это еще за пакет?

Гарантированный госпакет — некий список базовых услуг, на которые ты сможешь рассчитывать бесплатно. Это, например, первичная медпомощь, скорая помощь, вакцинация. В этом же пакете у тебя будут лекарства и основные лекарственные средства, которые используются при стационарном лечении.

Все, что в госпакет не поместилось бы, частично или полностью покрывалось бы пациентом. Это услуги врачей без направления, а также некоторые лечебные и диагностические услуги. Ничего страшного, если учесть, что и при нынешней "бесплатной" медицине ты фактически платишь дважды: сначала — налогами, потом — в карман врачу. Бесплатное здравоохранение такое бесплатное, что пациент оплачивает 40%. Такого нет нигде.


Сколько платят украинцы за бесплатную медицину

Одной из основ реформы является внедрение института семейных врачей

Это значит, что ты сам смог бы выбирать доктора и заключать с ним контракт — так называемую декларацию о выборе врача пациентом. Ты стал бы работодателем, нанимающим сотрудника — мог бы расспрашивать докторов об их образовании, квалификации, опыте. Со временем эта информация появилась бы в системе E-Health, а потом вообще были бы сформированы рейтинги врачей и медучреждений.

Прошедший твой строгий отбор врач будет выписывал бы больничные и рецепты, назначал обследования и профилактику. А если что-то пойдет не так, то сменить доктора ведь можно будет в любой момент.

 

Суть медицинской реформы

Звучит неплохо, но так ли это все необходимо?

По данным Всемирной организации охраны здоровья (ВОЗ), это самое здоровье наполовину зависит от образа жизни человека, на 20% — от генетической предрасположенности, еще на 20% — от состояния окружающей среды. Уровню медицины эксперты отводят 10% влияния — вроде и не так много, но когда речь идет о здоровье и жизни, мелочей не бывает.

  

От чего зависит здоровье человека

И нынешнее состояние украинской медицины таково, что вообще с трудом верится, будто она способна хоть как-то повлиять на здоровье. Так что если ты не ЗОЖник из суперздоровой семьи, живущий в экологически чистом Закарпатье, то реформа тебе нужна. Она должна помочь решить многие проблемы.

У нас слишком много больниц и мест в них

Как ни удивительно, но это плохо. Согласно данным Минздрава, в 2015 году в Украине было 1800 больниц, имеющих в общей сложности 332 тысячи коек — это 780 на 100 тысяч населения (без учета оккупированных территорий Крыма и части Донбасса). Александр Квиташвили, будучи еще министром здравоохранения, оценивал общую площадь больничной инфраструктуры в 24 миллиона квадратных метров.

Может, так и надо? Украина же большая страна

Дело в том, что загруженность медицинских учреждений составляет всего 30%. То есть более двух третей этой огромной инфраструктуры, по сути, простаивает. И на этот простой постоянно тратятся деньги, чтобы сохранять ненужные койко-места и помещения в более-менее приличном виде. Эти деньги уходят в никуда.

К примеру, в Израиле, чья система здравоохранения считается одной из самых эффективных и где желали бы лечиться 39% украинцев, число коек составляло в 2015 году 25,3 тысячи. При населении в 8,3 миллиона это 304 койки на 100 тысяч человек — примерно в 2,5 раза меньше, чем в Украине. В Израиле знают, на что деньги тратить.

Похожая картина и в других странах: Испания, занимающая четвертое место в рейтинге эффективности здравоохранения, имеет 297 коек на 100 тысяч человек. Швеция, которую приводит в пример тот же Квиташвили, имеет 270 мест на 100 тысяч населения. В среднем же в странах ЕС этот показатель составляет 520 мест. В общем, у нас их в полтора–три раза больше, чем надо.

 

Количество больничных коек в Украине и некоторых других странах

  

Реформа могла бы сократить количество мест в больницах, а освободившиеся площади стали бы использоваться с умом

Поскольку реформа предполагает сделать больницы более самостоятельными, автономными, то они смогли бы сами решать, сколько койко-мест им реально надо. А не подчиняться неким нормам, данным свыше в рамках так называемой системы Семашко — советской модели здравоохранения. Государство больше не платило бы за койки, считались бы только оказанные услуги. Количество превратилось бы в качество.

Сокращать планировали за счет тех мест, которые предназначены для больных, чьи недуги лечатся амбулаторно на первичном медицинском звене —  то есть в привычных нам поликлиниках. Квиташвили планировал к 2017 году выйти на 250–400 коек на 100 тысяч населения, но недавно последние пожелания Минздрава стали поскромнее — не более 600 мест.

Каким бы ни было это сокращение, оно привело бы и к уменьшению количества персонала больниц. Бюджетные деньги перенаправились бы на нужды пациентов, уволенные сотрудники — были бы переквалифицированы, освободившиеся площади планировалось отдать под хосписы, диагностические центры, гостиницы для родственников больных. Все это полезнее, чем пустующие кровати.

Медицина пронизана коррупцией 

И идеологи реформы ожидали, что уровень коррупции удастся снизить хотя бы в министерстве. Это должно было произойти в основном за счет отъема у Минздрава многих функций и децентрализации. С удачным прохождением реформы через Раду, министерство начало бы заниматься более общими вопросами на уровне всей страны вроде формирования медицинской политики.

Устаревшая советская система, до сих пор здравствующая в украинских больницах и поликлиниках, способствует цветению коррупции на местах и прямо в кабинетах врачей. По данным социологического исследования, 25% украинцев сталкивались с вымогательством со стороны медицинских работников.

Причем в большинстве случаев речь идет о суммах до 500 гривен, а некоторые не отказываются и от полтинников. Тут, правда, надо сказать, что украинцы-пациенты и сами поощряют коррупцию: 59% признались, что прямо кушать не могут — так хотят отблагодарить врача тем или иным способом. Коньяк и шоколадка на столе врача — это украинская классика.

 

Коррупция в медицине

Необходимость конкурировать за пациента должна была сделать докторов более добросовестными и профессиональными, а предполагаемое повышение зарплаты на первичном уровне — избавить от унизительной необходимости клянчить у больных мелочь. Ну а подкармливать докторов сластями и подпаивать спиртным мы должны прекратить сами.

88% украинцев лечатся в отечественных медучреждениях, и примерно такой же процент пациентов недовольны качеством получаемых услуг. Вряд ли это совпадение. Грядущая реформа должна была поправить это удручающее положение, в корне изменив отношения врача и больного, а также принципы финансирования.