Как сделать собственный маркетплейс, как работает Raketa и сколько зарабатывают его курьеры в кризис

Украинский сервис доставки еды Raketa бросил вызов Glovo и UberEATS. Его сооснователь Алексей Юхимчук подробно рассказал о его бизнес-модели, своем опыте запуска маркетплейсов и том, как Raketa чувствует себя в кризис (спойлер — хорошо).

Алексей Юхимчук, один из основателей маркетплейса для доставки еды Raketa, поговорил с Андреем Федоривым о бизнесе. Мы выбрали самое интересное из их разговора. 

Что такое маркетплейс 

Это бизнес-модель, которая подразумевает создание платформы, где объединяются продавцы и покупатели. А платформа управляет процессом их взаимодействия. 

3 условия для успеха маркетплейса 

1. Заходить на рынок лучше всего, когда он формируется. Тогда просто набрать ядро клиентов. 

2. Нужен большой трафик.

3. Нужно большое предложение со стороны продавцов, чтобы большому количеству людей было интересно приходить на ваш маркетплейс. 

 

Это классическая проблема маркетплейсов —- нет трафика, пока нет достаточного количества продавцов, и нет продавцов, пока нет трафика.

2 серьезных ошибки создателей маркетплейсов

1. Неправильная финансовая модель: объем инвестиций, которые нужны, чтобы развить модель, больше, чем изначально планировались. 

2. Слепая попытка перенять модель работы другого рынка.  

История маркетплейсов Алексея Юхимчука 

Наш первый с партнером Станиславом Дмитриком маркетплейс — сайт скидок. Он не получился, потому что рынок уже стагнировал, и игроки боролись за остатки трафика. Мы слишком поздно вошли на рынок. 

 

Вторая причина неудачи — разногласия с инвестором. 

 

Денег мы в этот проект не вкладывали, только свое время и силы, и ничего на нем не заработали. 

 

Следующий опыт — фитнес маркетплейс Gofit, который объединяет сотни фитнес-клубов с помощью одного абонемента. То есть владелец абонемента может перемещаться с этим абонементом по разным городам и фитнес клубам. Такая модель есть в Америке, и мы решили повторить ее в Украине. На данный момент в Украине никто по такой модели больше не работает. 

 

Мы из этого проекта вышли 4 года назад. Занимались им с нуля. Тоже ничего не заработали, зато получили опыт взаимодействия с инвесторами и создания маркетплейсов с моделью, которой на рынке нет. 

Как создавалась и развивалась Raketa

Далее — наш нынешний бизнес, Raketa. Он был создана и запущена на базе Pokupon. Когда мы запустили Raketa в Днепре то поняли, что нам нужно привлекать инвестора. Изначально мы думали, что Pokupon будет усиливать Raketa трафиком, но этот прогноз не сработал.  

 

Мы выкупили Raketa у Pokupon. Нашли внешнего акционера, который не боялся того, что в Украину уже пришли глобальные игроки. 

 

Сейчас сервис есть в 6 городах, у нас более 1300 ресторанов пользуются этим сервисом, и несмотря на кризис, 15 апреля планируем запуститься в еще двух городах. 

 

В ноль мы еще не вышли, у нас сейчас бесплатная доставка без ограничений на сумму заказа. Такая модель не выйдет в ноль никогда. Потому что это влияет на доставку среднего чека — он небольшой, так как люди делают небольшие заказы. Мы делаем это умышленно, чтобы увеличить свою долю рынка и нарастить объем рынка в принципе, так как в Украине рынок доставки еды и продуктов скромный — только 6-8% заказывают еду онлайн. Для сравнения, в Европе — 55%, в Америке — 60%. 

 

Сейчас такая модель — это наше уникальное преимущество. Мы будем ей следовать до тех пор, пока это возможно или до тех пор, когда станем лидером на рынке. Сейчас мы на втором месте по количеству заказов в месяц. Доля рынка — 30-35%.

 

Планы, которые мы строили на конец 2020 года по количеству заказов, мы выполнили уже в марте. В марте у нас было больше 100 000 заказов. 

О влиянии карантина на бизнес 

Если сравнивать полторы недели до карантина и полторы недели после его начала, то прирост количества заказов — 40%. 

 

Мы запускаем доставку продуктов из супермаркетов, сейчас находимся в процессе подписания договоров. 

 

Проблем с наймом курьеров нет. 10-15% курьеров приостановили работу, но количество желающих с нами работать больше.  

Курьер зарабатывает в среднем 20 000 гривен в месяц

Есть и уникальные случаи — если работать по 6 дней в неделю и по 12 часов, выполнив 20 заказов в день, можно заработать 50-55 тысяч гривен в месяц. 



Модель фудтех доставки еды подразумевает несколько миллионов долларов, чтобы зайти на рынок, длительная с точки зрения выхода на безубыточность и возврата инвестиций. Но это бизнес, который в будущем может иметь гигантскую капитализацию.