Курс на Кремниевую долину: 17 советов для начинающих стартаперов

Как стартапу закрепиться в Долине — рекомендации команды YouControl.

Владимир Корниенко, менеджер по внешнеэкономической деятельности YouControl

Apple, Google, Facebook и другие, известные практически каждому человеку на планете бренды имеют кое-что общее, кроме ошеломляющей стоимости и популярности. Все они отличаются высокой технологичностью и базированием их штаб-квартир в знаменитой Кремниевой долине. Там же расположены и молодые, но перспективные стартапы со всего мира (в том числе из Украины), в которые поверили прагматичные американские инвесторы. Все, кто так или иначе хочет себя реализовать в технологическом проекте, мечтают попасть в эту Мекку IT-предпринимателей. И благодаря победе на CRDF Global BootCamp Ukraine команде YouScore (скоринговой системы, разработанной компанией YouControl) удалось реализовать эту мечту. Кроме экскурсии по самой Долине, частью приза было посещение масштабной конференции и выставки AI & Big Data Expo North America 2018. Путешествие в США подарило команде уникальный опыт, которым хотелось бы поделиться с украинскими стартаперами, нацеленными на Кремниевую долину.

1. Будьте готовы к переезду

Речь об основателях проекта. Удаленно вести переговоры и развивать проект не удастся, как и постоянно летать в США. А встречи и перспективные переговоры могут возникать спонтанно.

2. Для инвесторов главная ценность — команда

Ваш проект, конечно, должен быть интересным, но знайте, что бизнес-ангелы будут в первую очередь "покупать" вашу команду. Именно она является главной ценностью, поэтому важно, чтобы вы могли презентовать себя и свои предыдущие достижения.

3. Будьте готовы к многочисленным изменениям проекта

Для продвижения в США концепт продукта может измениться. Возможно, после общения с инвесторами и бизнес-ангелами вы осознаете, что стоит изменить вектор развития, цель вашего проекта, переориентировать его на другой рынок или аудиторию. Если в трансформированном виде он будет более интересен на рынке, стоит быть гибкими в этом вопросе.

4. По приезду в Штаты нужно начинать активно искать инвесторов

Общаться лучше сразу с несколькими, поскольку результат переговоров сложно предсказать наверняка. Хорошо бы, чтобы среди инвесторов были люди и компании с именем. Если они обратят на вас внимание, другие тоже подтянутся.

5. Нужно быть готовым к особенностям взаимодействия с разными типами инвесторов

К примеру, мелкий инвестор будет контролировать каждый ваш шаг, требовать отчетности по потраченным деньгам. Крупный же будет отстраненно наблюдать и ждать результата, хотя это не повод расслабляться.

6. Придется отдать инвесторам долю в проекте

В США большинство инвестиций происходит именно по такому принципу.

7. Не пренебрегайте встречами

Никогда и никакими. Большинство сделок происходит не в офисных кабинетах. Инвестора или партнера можно найти как на конференции по блокчейну, так и на бейсбольном матче.

8. Инвестора можно найти спонтанно, и важно быть готовым

Тщательно готовьтесь к каждой встрече. Однако будьте готовы презентовать себя и свой продукт при любых обстоятельствах, не позволяйте себе растеряться.

9. Обратите внимание на акселераторы

Они также получают свою прибыль и заинтересованы в качественных проектах. А вам еще один источник финансирования лишним не будет никогда.

10. Определитесь с моментом выхода проекта

Особое место в стратегии уделите пониманию, до какого момента хотите развить продукт. Изначально распланируйте, какого уровня с вашим проектом вы хотите достичь, после чего его, например, целесообразнее будет выгодно продать.

11. Всегда ищите неординарные решения

Будь то идея для вашего проекта, его пиар, другие способы взаимодействия с вашей целевой аудиторией. Такой подход не только высоко ценится на рынке, но и даст возможность громко заявить о себе.  

12. За все придется платить

Не стоит ждать, что в США вы что-либо получите бесплатно. В стране, где правят рыночные отношения, за все придется платить, начиная с тестирования продукта. Причем даже если клиент получил положительный опыт взаимодействия с вашим продуктом, его хороший отзыв за "спасибо" вы не получите.

13. Экономьте...

Вам и так придется раскошелиться по многим направлениям, так что подумайте, где вы сможете сэкономить и оптимизировать расходы. Как вариант, можно часть сотрудников держать удаленно за пределами США. Это могут быть разработчики, маркетологи и т. д. Их уровень работы может быть достойным, а вот заработная плата в разы ниже, нежели в Штатах.

14. …но не на сотрудниках

В то же время экономить на квалификации сотрудников ни в коем случае нельзя. Их некомпетентность и ошибки могут пустить под откос все наработки и договоренности.

15. Предложите сотрудникам долю в проекте в качестве награды

В США есть эффективная практика мотивации: часть работодателей дают долю компаний, пусть и незначительную, своим сотрудникам, которые, к примеру, достойно отработали в ней какой-то период. И это помимо основной заработной платы. В стартапе такой подход также может быть весьма эффективным, ведь всегда ценнее работать на проект, который хоть частично принадлежит тебе.

16. Качественное управление проектом ‒ половина успеха

В США популярной является методика Scrum. Она построена на принципах тайм-менеджмента. Этот вопрос нужно изучить и понять, как это устроено, какие есть составляющие, как это внедрить.

17. Разграничивайте рабочее и личное

И последний, но немаловажный момент: каждый член команды должен понимать свои обязанности. Часто стартапы создают друзья, или они таковыми становятся в процессе работы. Но работу не стоит смешивать с дружбой. Нельзя давать эмоциям и личным отношениям преобладать над прагматизмом и целеустремленностью.

Кремниевая долина вдохновляет на новые свершения и дает понять, что нет ничего невозможного. Однако за красивой технологичной "американской мечтой" стоит не только удача, но и труд, множество неудач и тяжелое восхождение на вершину. Предложенные советы помогут сделать этот путь немного понятнее.