Велосипед в городе: 4 совета о том, как сделать украинские города по-настоящему европейскими
В развитых странах давно никого не удивишь обилием велосипедистов на дороге, а в Украине поехать на велосипеде куда-то кроме прогулки в лес просто опасно. Мы расскажем о том, как правильно делать хорошую велоинфраструктуру и что горожанам нужно требовать от властей. И покажем города, на которые нужно равняться.
Зачем горожанам пересаживаться на велосипеды? В этом есть три плюса: меньше пробок на дорогах, лучшая экология из-за меньшего объёма выхлопов и физическая нагрузка, которая, как известно, способствует улучшению здоровья.
Если слова все еще не убедили, вот цифры. Пекка Такхола, консультант администрации финского города Оулу, рассказывает очень неожиданные для нас вещи: "… каждый километр, который житель проезжает на велосипеде, экономит городу от 0,3 до 1,3 евро. Люди становятся здоровее и живут дольше, когда каждый день используют велосипед, не так часто пользуются медицинскими учреждениями и не требуют развития дорогостоящей автомобильной сети. Так вот, когда люди не садятся на велосипед из-за плохой погоды, город теряет до 150 000 евро по этим показателям".
При этом следует понимать, что никто просто так на велосипед не пересядет. А те, кто после прочтения слов Пекки решит купить велосипед, не будет чувствовать себя удобно и безопасно в украинских городах. Поэтому нужно комплексно и целенаправленно развивать велосипедную инфраструктуру.
Вот, как правильно делать велосипедную инфраструктуру
Совет №1. Делать велодорожки
Они нужны, во-первых, для безопасности: и велосипедистов, и водителей, и пешеходов. Во-вторых, двигаться по велодорожке намного удобнее и быстрее, чем по тротуару или проезжей части. Современному городу, который претендует на звание комфортного для жителей, обязательно нужна разветвленная сеть велодорожек. Сделать их по всему городу, может, и нельзя (во всяком случае если мы говорим о мегаполисе), но проложить их по основным маршрутам и подвести к крупным транспортным узлам можно.
Энрике Пеньялоса, бывший мэр Боготы, столицы Колумбии, который всего за несколько лет создал в некогда криминальном городе совершенно новую городскую среду, удобную для большинства жителей, и вовсе категоричен: "Велодорожки — это символ демократии. Это означает, что каждый гражданин, который едет на велосипеде за $30, так же важен, как гражданин, который едет на машине за $30 000".
Идеальная велосипедная дорожка должна иметь отличное от тротуара и проезжей части покрытие и быть отделенной от проезжей части ограничителями или небольшим газоном.
Вот пример идеальной велодорожки из Голландии. Она выделена другим цветом и отделена газоном. Отделить ее таким образом от дороги — самый безопасный вариант.
Можно поступить проще и отделить ее только разметкой и знаками, как вот эту дорожку в Копенгагене.
На перекрестках велодорожки обычно выделяют отдельным цветом, чтобы они были заметны водителям и пешеходам.
Совет №2. Делать велопарковки
Невозможно таскать велосипед за собой везде. Чтобы его можно было комфортно и безопасно оставить на время без присмотра, существуют велопарковки.
Вот, например, велопарковка возле торгового центра в Пекине. Столица Китая, между прочим, очень "велосипедный" город.
Или вот еще одна — в Боготе.
А вот очень элегантный и не занимающий много места столбик для велопарковки.
Но больше всего нашу редакцию поразило это достижение техники из Японии. Это автоматизированная подземная велопарковка.
Подробнее прочитать о ней можно здесь.
Совет №3. Делать велопрокат
Ездить на велосипеде из одного конца города в другой не только долго, а и просто неудобно. Поэтому в городе, в котором развивается велосипедное движение, обязательно должен быть муниципальный велопрокат. Велопрокат уже есть во многих городах мира, и он действительно очень удобен, особенно когда эта система интегрирована в систему общественного транспорта. То есть когда станции проката (и парковки) расположены рядом с крупными транспортными узлами. Выйдя из дома, можно взять велосипед на ближайшей станции проката, доехать до остановки общественного транспорта и оставить его на тамошней станции.
Совет №4. Показывать личный пример
Мер Лондона Борис Джонсон не стесняется ездить на работу на велосипеде. Ему не нужна охрана и роскошный автомобиль, ему удобно и комфортно арендовать муниципальный байк.
Фото: Facebook Бориса Джонсона
В мире давно осознали, что даже те, кто решают судьбы страны — обычные люди, и вести себя им подобает так, как обычным людям. В цивилизованных странах нормально для чиновников ездить в общественном транспорте или на велосипеде.
Виталий Владимирович, а Вам слабо?
В Дании 27% всех поездок совершаются на велосипеде. А на работу и с работы — все 50%. На вопрос "почему вы пользуетесь велосипедом?" 57% отвечает, что это быстро и просто, 22% считают, что прокатиться на велосипеде — это отличное начало дня, 13% — потому что это дешево. Надеемся, скоро и украинцы осознают, что велосипед — это быстро, просто, дешево, удобно и здорово. И поездка на велосипеде действительно станет простой и удобной.
При подготовке статьи использовались материалы The Village, Городских Проектов, ЖЖ Ильи Варламова, Максима Каца, Григория Скарченко и griphon_275.