Почему в самолете так плохо? 2 причины и 4 правила комфортных перелетов
После перелета чувствуете себя совершенно разбитым, а голова просто раскалывается? Вы такой не один. Законы физики не отменить, а компании не стремятся улучшать условия для пассажиров, жертвуя своими доходами.
Как создать комфортные условия самостоятельно?
Есть множество поводов для недовольства услугами авиакомпаний, но главная причина отвратительного самочувствия после перелета в том, что вы несколько часов проводите в тесном кресле, практически без движения, сидя в металлической коробке на высоте 10 километров над землей.
Каждый перелет — огромный стресс для организма, который попадает в совершенно непривычные и неестественные для человека условия. Сухой воздух с низким содержанием кислорода и значительный перепад давления — и вы уже замечаете проявление десятка неприятных симптомов.
В самолете действительно "нечем дышать" — в воздухе мало кислорода
При полете воздух, проходящий через двигатель, всасывают в салон, очищают, фильтруют и перекачивают в кабину. Без этого перелеты были бы невозможны в принципе: на высоте 10 километров в "чистом воздухе" слишком мало кислорода для дыхания.
Но и в "обработанном" воздухе кислорода меньше, чем в том, к которому мы привыкли, живя на "уровне моря". "В современных пассажирских самолетах давление в салоне достаточное для того, чтобы иммитировать естественные условия на высоте 2 — 2,5 километра". То есть во время полета вы находитесь примерно в таких же условиях, что и сидя на не самой низкой вершине Карпат. Для людей, не привыкших к походам, даже такой перепад очень ощутим.
Для людей с заболеваниями сердца или легких, которые особенно восприимчивы к недостатку кислорода, перелеты могут быть серьезной проблемой. Им стоит летать с кислородной подушкой или выбрать более комфортный (и в их случае — более безопасный) способ путешествия.
За 6 часов полета количество кислорода в крови падает на 5-10%. Это "кислородное голодание" и ведет к чувству усталости — хотя вы сидели на месте и вроде бы ничем не занимались. Другие особенности перелетов только усугубляют проблему. Если вам кажется, что после перелета вы плохо соображаете — вам не кажется, на то есть объективные причины. От долгого сидения в одной позе кровь приливает к ногам, мозг же снабжается кислородом хуже, чем обычно.
Почему не повысить давление в самолете?
Теоретически это возможно. Но самолеты должны быть легкими в первую очередь, а прочными — только во вторую. Более высокое давление в салоне выдерживают далеко не все современные "борты". Новый Boeing 787 Dreamliner, например, удобнее для пассажиров — в нем более высокое давление и уровень влажности воздуха.
Кроме того, на подготовку воздуха и обеспечение нужного уровня давления в салоне тратится запас топлива. А это и дополнительная масса борта, и "лишние" расходы для авиакомпаний.
Как "выживать" во время перелета
Раз компании не горят желанием решать проблемы пассажиров, придется позаботиться о себе самостоятельно. Несколько простых правил поведения помогут вам сойти по трапу вменяемым человеком, а не разбитым и больным существом, которое не готово ни к деловым встречам, ни к долгожданному отпуску.
1. Не пейте алкоголь
Он нарушает обменные процессы в организме и усугубляет проблему с нехваткой кислорода. Клетки вашего тела не могут полноценно справляться с виски или джином. Кстати, нехватка кислорода "на высоте" объясняет и то, почему в полете напиться куда проще, чем на земле. После пары стаканов алкогольных напитков организм еще больше пострадает от обезвоживания.
2. Разминайтесь или гуляйте по салону
Ваши соседи недовольны? Ну и пусть! Зато вы решите проблемы, вызванные долгой неподвижностью. Не обязательно вставать со своего места. Можете разминать ноги и потягиваться, не вставая с кресла. Так вы улучшите кровообращение и уменьшите риск возникновения тромбов.
3. Примите таблетку аспирина в день полета и за день до него
Аспирин "разжижает" кровь и способствует тому же улучшению кровотока.
4. Наденьте компрессионное белье
Эластичные чулки не позволят крови скапливаться в ногах.