Дизайн-мышление: простой метод, который поможет тебе справиться с самыми сложными заданиями босса

Способ решить проблемы, который используют в IBM и многих других компаниях. Их он привел к лидерству в своей сфере. Тебя тоже приведет.

Чем может заниматься подразделение дизайнеров в компании? IBM Design не только разрабатывает интерфейсы, шрифты и корпуса компьютеров, но и решает бизнес-задачи с помощью дизайн-мышления.

В книге "How Designers think" профессор Брайан Лосон описал эксперимент, в процессе которого заметил, что студенты точных дисциплин и студенты-архитекторы по-разному подходят к решению задач. Те, кто занимались точными науками, были нацелены на проблему и искали правило, по которому работает система, а вот архитекторы сосредоточились на решении и не искали закономерностей, просто повторяя эксперимент в случае неудачи. Что делать, когда проблема обозначена нечетко, а данных недостаточно? В таких случаях инженерам сложно решить задачу, и на помощь приходит необычный метод — дизайн-мышление.

Нет данных, задача противоречива, обычные способы решения бесполезны? Используй дизайн-мышление!

Иногда получить информацию сложно — желания клиентов разнообразны, а иногда они и вовсе не знают, чего хотят. Простое анкетирование или опрос в таких случаях бесполезны, а анализ предпочтений целевых групп будет, скорее, гаданием, чем исследованием. Поэтому в случаях, когда получить данные сложно и обычные способы решения не помогают, компании стали обращаться к дизайн-мышлению.

Путь к результату — от эмпатии до теста и обратно

Прежде всего, необходимо с помощью эмпатии, то есть сопереживания, как можно лучше понять человека — встать на его место, понять, что его заботит, что он чувствует, взглянуть на мир его глазами. Необходимо получить "инсайдерскую" информацию о потребителе, определить его мироощущение.

На этапе определения выявляются потребности человека, на основании трех пунктов: характеристики человека, его желаний и информации, собранной в предыдущем пункте — его ощущениях.

Например, что нужно девушке на фото?

Что нужно девушке?

Книга, информация, шкаф пониже или лестница, чтобы легко доставать книги. Это вполне вероятно, но если на прошлом этапе мы узнали, что она звезда Инстаграма, то ей нужна модная кофта, если в ее окружении модно казаться умным, то нужны очки, если не доверяет младшему брату, то нужен счет в банке, чтобы не прятать купюры в книгу, а если ей нравится фотограф, то ей не нужно ничего из вышеперечисленного.

Определив потребность, переходим к этапу генерации идей, обычно в дизайн-мышлении для этого применяется мозговой штурм. При этом очень важно подобрать людей, которые смогут сформировать множество разнообразных идей. В команде одновременно могут быть, например, программист, экономист, пилот и пенсионер. На этом этапе объем имеет значение, и, отринув собственные суждения, команда должна предложить все, что заблагорассудится.

Далее изготавливается прототип решения проблемы. Чем раньше компания создает прототип, тем дешевле ей обходится исследование, а потребитель на собственном опыте узнает, что ему предлагается. При этом прототип может быть примитивным, главное грамотно передать идею — человек может просто не знать, что проблему можно решить таким образом. В IBM Design вообще все рассматривают как прототип, как незавершенный продукт.

Заключительный этап — тестирование. Прототипы предлагаются пользователю и, если ему не нравится или он передумал, не страшно — можно создать новые прототипы или вернуться на предыдущие этапы. Возможность начать заново позволяет не бояться сделать ошибку и раскрепощает команду исследователей.

К дизайн-мышлению обращаются компании и даже города

Одним из примеров перехода к дизайн-мышлению был полномасштабный переход корпорации IBM от ориентации на продажи и инженерного подхода к ориентации на потребности клиентов и дизайн-мышление. Для этого компания построила центр дизайна и подготовила сотни людей. Считается, что важнейшим для дизайн-мыслителя является умение задавать вопросы, а главный вопрос, который он задает: "Почему?".

Родителям хорошо известно, что этот вопрос любят задавать дети. Их любопытство и свободу от шаблонного мышления используют в Испании. Во многих городах этой страны при мэриях действуют детские советы — с одной стороны, дети узнают, как работает их город, с другой — могут предложить совершенно неожиданные решения проблем.



А как ты справляешься со сложными задачами на работе и в быту? Напиши в комментариях у нас на ФБ