“Все предприятия, кроме стратегических, будут приватизированы” – 20 лучших цитат с Украинского инфраструктурного форума `16

Мнения политиков и экспертов о том, как привлечь инвестиции в наши дороги, порты и транспорт

22 апреля в Киеве состоялся Украинский инфраструктурный форум `16, который организовало агентство A7 Conferences при поддержке Министерства инфраструктуры Украины. Представители Кабмина, международных организаций и бизнеса предлагали пути привлечения инвестиций в украинскую инфраструктуру и обсуждали проблемы отрасли. Мы собрали самые интересные мысли, озвученные на форуме.

О реформах в Министерстве инфраструктуры

Главными задачами министерства будет корпоратизация крупнейших предприятий, в частности, "Укрпочты" и "Укрзализныци", приватизация всех госпредприятий, не имеющих стратегического значения и борьба с коррупцией. Капитализация "Укразализныци" пойдет путем создания вертикальной холдинговой компании. Всего министерству подчинено 250 предприятий. Подобрать для каждого достойную команду невозможно, поэтому их нужно приватизировать.

Часть предприятий на самом деле не играют стратегической роли. Например, стивидорные компании — их нужно приватизировать или отдать в концессию. Министерство инфраструктуры также продолжит все реформы, начатые предыдущей командой.

Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины

О финансировании строительства дорог

Концессия сегодня невозможна, потому что нет достаточного транспортного потока. Но ведь владельцы автомобилей платят акцизы на бензин. Это 35-40 миллиардов гривен в год! Но на дороги выделяют только 20 миллиардов. Где остальные деньги? Их нужно тоже направить на строительство и ремонт дорог.

Орест Климпуш, Председатель Федерации работодателей транспорта Украины

В Грузии дороги обходились в два раза дешевле, чем украинские, благодаря четким стандартам. Поэтому строить украинские дороги должны крупные международные компании, а заканчивать — наши.

Михаил Саакашвили, Председатель Одесской ОГА

Мы занимаем 137 место в мире по качеству дорог и продолжаем выделять деньги, чтобы латать их. Украинцы ведь готовы платить за пользование дорогами, когда ездят в ЕС.  Почему тогда они не могут платить в своей стране?

Юрий Гусев, Представитель Европейской экономической комиссии ООН          

О перспективах авиационной отрасли

 

Міністр інфраструктури

Фото A7 CONFERENCES

Ключевой момент для украинского авиатранспорта — подписание соглашения об "открытом небе" с Евросоюзом. Нам назвали очередную дату — июль этого года. Если соглашение не подпишут, будем публично обращаться к Евросоюзу и напоминать, что слово нужно держать.

Владимир Омелян, Министр инфраструктуры Украины

О значении транспортной сети для безопасности Украины

Инфраструктура — вопрос безопасности. Например, Бессарабия соединена с остальной Украиной единственной дорогой с малой пропускной способностью. Без нее регион превратится в остров. В Закарпатье сейчас разворачивается сепаратистское движение, а Ужгородский аэропорт лишают лицензии — и область отрезана от Украины. Но брать на себя ответственность и действовать никто не хочет!

Михаил Саакашвили, Председатель Одесской ОГА

Об ожиданиях иностранных инвесторов

Канадским инвесторам интересна работа с украинским портами, аэропортами, железными дорогами. Но они хотят быть уверенными, что вкладывая деньги, получат равные условия на справедливом рынке. Важно верховенство права, ведь если правила существуют не для всех — это отпугнет инвесторов.

Роман Ващук, Чрезвычайный и полномочный посол Канады в Украине

Инвесторам нужны четкие законодательные определения. У нас есть старый закон о концессиях, новый закон, множество актов в разных отраслях. Как они соотносятся — не знают даже юристы. К примеру, с кем подписывать договор, в какой орган подавать документы. Инвесторы задают такие вопросы. Мы предлагаем не изобретать новации, а заимствовать часть норм из приватизационного законодательства.

Оляна Гордиенко, Партнер киевского офиса Baker & McKenzie

О необходимости налоговых льгот

Ващук і Климпуш

 Фото A7 CONFERENCES

Украина не производит современные автомобили, и транспортные предприятия вынуждены их импортировать. Из-за НДС и таможенной пошлины они платят на 44% больше, чем иностранные компании, и теряют конкурентоспособность. Нужно отменить эти сборы  для техники, которую не производят в Украине.

Орест Климпуш, Председатель Федерации работодателей транспорта Украины

Есть донорские проекты, где партнеры требуют освободить их от налогов. Но процедура освобождения от уплаты НДС настолько сложная, что иногда доноры просто отказываются от сотрудничества с Украиной.

Елена Трегуб, Директор Департамента международных программ Министерства экономического развития и торговли Украины

О роли инфраструктуры для евроинтеграции

Вступление в действие Зоны свободной торговли с Евросоюзом не гарантирует развития торговли, ведь рынок очень конкурентный. В то же время хорошая логистика позволит сэкономить до 60% затрат на перевозку и дает стране преимущество. К примеру, связь портов и железной дороги  снижает затраты перевозчика вдвое. Дополнительное планирование мешает прогрессу, поэтому важна приватизация.

В мае мы ожидаем приезд ведущих американских специалистов по речной и транспортной логистике. Украине нужны не деньги, а компетентные люди, ведь половина ваших проблем — из-за коррупции, а другая половина — из-за неэффективности.

Джордж Кент, Заместитель Председателя миссии посольства США в Украине

О работе с донорскими организациями

Наши министерства и местные власти не сотрудничают с международными донорами, поскольку не знают, как это делать. Например, есть программа приграничного сотрудничества, где можно получить до 1,5 миллиона долларов. Но заявок нет, хотя это грант, его не нужно возвращать. Поэтому Минэкономики создает централизованную систему для сбора информации о международной помощи. Такая помощь дает не только деньги, а и знания, полезные для Украины.

Елена Трегуб, Директор Департамента международных программ Министерства экономического развития и торговли Украины.

О рисках при приватизации объектов инфраструктуры

 

Форум

 Фото A7 CONFERENCES

Есть риск формальной оценки имущества, которая позволит продать его по низшей цене. В результате приватизации возможно появление монополистов, которые будут повышать цены и не заботиться о качестве услуг. Приватизация важных объектов угрожает территориальной целостности страны. Поэтому задача государства — не только привлечь инвестиции, но и гарантировать безопасность граждан.

Ярослав Дубневич, Председатель комитета Верховной Рады по вопросам транспорта

Государственно-частное партнерство нацелено на проект, а не поддержку предприятия. Если риски не определены точно, государство обязано покрыть все убытки, которые проект принесет компании. С таким партнерством, как и с концессиями нужно быть осторожным. Венгрия переплатила за подобные проекты в три раза из-за собственных ошибок.

Иштван Хайцингер, Старший специалист Европейского инвестиционного банка

О коммерциализации портов

Министерство инфраструктуры поддерживает коммерциализацию портов в форме концессии, аренды или приватизации. Для этого нужно менять законодательство, но частные компании — самые эффективные. Сейчас изношенность фондов стивидорных компаний составляет 90%. Без коммерческих инвестиций имущество скоро станет неконкурентным.

Юрий Васьков, Заместитель министра инфраструктуры Украины

О перспективах морского транспорта

Сегодня украинских моряков ценят на мировом рынке. Но набирают силу Китай, Индия, Мьянма. Если бирманский моряк будет хоть на цент дешевле — возьмут его. В будущем корабли будут все более автоматизированы. Поэтому в интересах государства способствовать созданию украинского перевозчика, пусть даже частного. Обеспечив украинских моряков работой, мы сохраним стабильность на юге Украины.

Роман Моргенштерн, Marketing & Project директор компании Ukrferry

О проблемах "Укрзализныци"

 

Дискусія про УЗ

Фото A7 CONFERENCES

Состояние транспортного парка негативно влияет на безопасность. У нас изношены 99,7% тепловозов и 92% электровозов. 65,3% пассажирских вагонов исчерпали свой ресурс. Предприятие просто не получало достаточного финансирования.

Виталий Жураковский, Операционный директор ЧАО "Укрзализныця"

Работа "Укрзализныци" неэффективна. Из Кривого Рога в Одессу поезд едет 18-20 часов, как и 100 лет назад. В Европе такое расстояние проходят в 3-4 раза быстрее. 80% процентов вагонов, которые мы ремонтировали, повреждены из-за неправильной загрузки. Деньги просто идут на ветер. В таких условиях непонятно, как работать частным инвесторам.

Владимир Мезенцев, Генеральный директор ТОВ "Лемтранс"

Об изменениях в железнодорожной отрасли

Обновление парка — одна из ключевых проблем. В то же время, министерство продвигает введение евродиректив, но проблемы у нас и у европейцев совеем разные. "Укрзализныця" — крупнейший железнодорожный оператор Европы и входит в топ-10 мировых операторов. Европейский опыт — это снижение дотаций, а украинские железные дороги их и не получали. "УЗ" еще и решала социальные вопросы, например, перевозила льготников.

Александр Кава, Руководитель направления "Транспорт" офиса эффективного регулирования BRDO

Предприятие должно привлекать инвестиции, а для этого нужны правовые основания. Сейчас трудно работать, мы видим это на примере тарифов. Законодательная реформа позволит создать новую систему, и благодаря ей упростить формирование тарифов, получить возможность работать на пунктах перехода. "Укрзализныця" сможет самостоятельно привлекать финансирование.

Александр Федоренко, Директор Департамента государственной политики в сфере железнодорожного транспорта Министерства Инфраструктуры

 

Украинцам 23 года рассказывали о неимоверном транспортном потенциале страны, но сегодня у нас есть только плохие дороги и старые вагоны, а наши моряки не могут найти работу в своей стране. Если государство неспособно модернизировать инфраструктуру — пусть это сделает бизнес, украинский или зарубежный. Главное — избежать другой крайности: приватизация не должна лишить Украину влияния на собственную транспортную сеть.