Коалиция: консенсус неизбежен

Чтобы выжить в Верховной Раде 8 созыва, и старым элитам, и новым демократическим партиям придется не просто "искать", но и находить компромисс.
Как он описан в проектах коалиционного соглашения премьера и президента?

ЦИК уже обработала более 99.5% протоколов, так что партийный состав Верховной Рады восьмого созыва известен. Основной интригой остается состав будущей коалиции. Но некоторые выводы можно сделать уже сегодня, посмотрев на варианты коалиционного соглашения, которые были представлены 29 октября "Блоком Петра Порошенко" и "Народным Фронтом" Арсения Яценюка.

Одно и то же, но в фас и в профиль?

Оба проекта в плане риторики и виденья реформ похожи, даже не смотря на то, что президентская "версия" состоит из 48 страниц, а вариант премьера представляет собой 2.5 страницы текста соглашения и еще столько же — приложений к нему.

Оба документа опираются на стратегию развития страны до 2020, которую Петр Порошенко представил в сентябре этого года.

Однако принципиальное отличие все же есть. Президент хочет видеть в коалиции со своим блоком "Народный Фронт" и "Самопоміч", в то время как премьер рассчитывает на более широкий формат сотрудничества — в том числе с "Радикальной партией Олега Ляшко" и "Батьківщиной" Юлии Тимошенко.

Коалиционные проекты — канва. Как будут вышивать — не ясно.

Основные принципы, которые закладываются в политические документы, обычно сформулированы довольно абстрактно. Не всегда легко понять даже "что хотел сказать автор" — не говоря уже о методах достижения декларируемых целей.

Оба коалиционных проекта не стали исключением. Общие принципы и задачи, которые должна выполнить будущая коалиция, сформулированы исходя из актуальной "повестки дня".

Механизмов реализации реформ документы не предлагают, хотя в варианте соглашения премьера и прилагается список законопроектов, которые необходимо принять в первую очередь.

Коалиционные проекты: есть о чем потогроваться, да и сроки "не горят"

Главная особенность проекта коалиционного соглашения Порошенко — положение про оппозицию. Согласно пункту 4.2 представителям оппозиции предлагаются должности заместителя Главы Верховной Рады, а также глав ряда комитетов ВР. Но в документе не указано, какие конкретно комитеты будут отданы оппозиции.

В проекте Порошенко есть и ряд спорных положений по организации управления коалицией. Но не стоит забывать, что это далеко не окончательный вариант соглашения. Обсуждение проектов продолжается, а исходя из количества и специфики договаривающихся сторон можно предположить, что в конечный документ будут внесены серьезные правки.

Согласно Статье 83 Конституции у парламента есть 1 месяц на формирование коалиции с дня открытия первого заседания Верховной Рады нового созыва после проведения выборов. Так что "формирование коалиции за несколько дней", о котором говорили сторонники Порошенко — вариант привлекательный, но вовсе не обязательный. Торговаться за министерские портфели и право формировать КабМин стороны могут еще минимум 30 дней.

Больше партий, хороших и разных

Последние заявления Премьера и Президента, сделанные уже после представления проектов соглашения о коалиции, показывают, что оба лидера стремятся к созданию эффективного демократического парламента, который сможет сформировать правительство и провести реформы.

В теории вариант Яценюка представляется более удачным. Большое количество политических партий в коалиции усложнить процесс достижения компромисса. А с другой стороны, тот же фактор не позволить одной-двум политическим силам узурпировать право на принятие решений, как это было во времена Януковича. Проголосовать за "законы 16 января" в такой Раде было бы значительно сложнее.

То же касается и формирования нового правительства. Чем больше представителей различных партий в него войдут, тем выше конкуренция между ними — и тем лучше "конечный продукт", будь то проект закон или реализация реформ. В таком формате "законы рынка" вполне применимы и к деятельности министров.

Яценюк заявил о необходимости открытого формирования правительства с публичным обсуждением кандидатур и программ. За принцип гласности и профессионализма выступает и "Самопоміч".

Система сдержек и противовесов будет работать лучше: демократические партии в коалиции и характер их голосования станут индикатором качества предлагаемых законопроектов. "Батьківщина" и "Радикальная партия" в коалиции автоматически не смогут уйти в оппозицию к нынешней власти. Кроме того, они усилят коалицию за счет лояльных мажоритарщиков. А значит, "Оппозиционный блок" станет легитимно "оппозиционным" (собрав под свое крыло и некоторых мажоритарщиков — вероятнее всего, из числа бывших регионалов).

Вызовы и задачи.

Эффективность коалиции зависит от формата политического консенсуса, который будет достигнут в ее рамках. Для выработки консенсуса партиям придется преодолеть целый ряд противоречий:

  1. Договориться о прозрачном распределении мест в кабинете министров и в вертикали исполнительной власти.
  2. Политикам "старой закалки" придется договариваться с парламентариями нового формата, пришедшими во власть из общественного сектора, журналистики, бизнеса, и т.д. А значит, "старая власть" вынуждена будет меняться. Если у "молодежи в парламенте" хватит выдержки и совести не принимать "принятые" правила игры — в украинской политики появится шанс на формирование новых правил и традиций, свойственных западным демократиям. Отказ играть и по старым, и по новым правилам приведет к тому, что работа коалиции будет парализована — и снова "поколениям" придется искать компромисс.
  3. Обеспечить конструктивное взаимодействие с оппозицией, которая еще во время предвыборной кампании доказала, что готова нещадно критиковать новую власть (правда, вне зависимости от наличия объективных причин для критики).

Несмотря на то, что в Верховную Раду просочились представители и старых бизнес-элит, и старые-новые депутаты, хорошо знакомые нам по прошлым созывам парламента — ВР версии 8.0 обещает быть самое демократичной в истории.

В Раду зашло максимальное количество игроков, которым так или иначе придется договариваться для проведения реформ (если, конечно, в их планы входит переизбрание на следующих выборах). У избирателей появился спрос на новые лица, демократические реформы и конкретные действия вместо пафосных речей (по крайней мере, у значительной части избирателей — это подтверждается и статистикой). Поэтому у коалиции есть только один путь, который ведет к долгой и продуктивной работе в парламенте — договориться и оправдать кредит доверия. Иначе сбудутся прогнозы ряда политологов, утверждающих, что Верховная Рада восьмого созыва не протянет и двух лет.