Как работает экономика — гид для Зеленского и Гончарука

Премьер-министр Украины признался, что и он, и Зеленский — профаны в экономике. Не страшно! Как только мы об этом узнали, решили подготовить гид, который расскажет самое важное, что нужно знать об экономике руководителям Украины. И тебе тоже не помешает почитать этот гид. Мы изложили все очень емко и доступно, так что это займет несколько минут твоего (и президентского) времени.

Экономика — это действительно сложная штука. И нет ничего неожиданного в том, что Владимир Зеленский, который до этого работал в шоу-бизнесе, или Алексей Гончарук, юрист по образованию и спец по инвестициям в недвижимость, плохо понимают, как работает экономика. Даже опытные экономисты спорят между собой о деталях и уже которое столетие не могут прийти к согласию.

 

Но все-таки экономика — это наука, и ее можно изучить. А для общего понимания того, как она работает, даже не нужно получать профильное образование. Мы написали эту статью для того, чтобы президент и премьер-министр Украины смогли вникнуть в базовые экономические понятия и разобрались, как управлять экономикой. Чтобы они смогли поддержать беседу с министрами и инвесторами. А вместе с ними и остальные наши читатели увидели, как работает экономика.

 

С чего начать заботу об экономике Украины? 

Во-первых, нужно понять, что такое экономика

Экономика — это как бизнес. Вы должны понимать, что это такое, потому что у вас самих был бизнес. 

 

Экономика государства — это как бизнес государства. Развивая ее, важно думать о трех простых вещах:

— как страна зарабатывает деньги; 

— как она их тратит;

— как добиться того, чтобы в нее вкладывали деньги. 

 

Если руководители государства хотят думать об этих вещах, они должны задать себе такие вопросы.

 

Заработок. Как страна зарабатывает деньги — на чем именно? Кто приносит эти деньги? Что можно сделать, чтобы зарабатывать еще больше? 

 

Как страна будет зарабатывать в будущем? Есть ли новые направления, в которых мы сможем заработать? Как использовать возможности в этих направлениях?

 

Расходы. Как мы тратим деньги? Делаем ли мы это эффективно? Если нет, то что нужно сделать, чтобы повысить эффективность? 

 

Инвестиции. Вкладываем ли мы деньги в то, что понадобится нам в будущем? Откладываем ли мы на черный день? Как сделать так, чтобы у нас было больше денег для инвестиций и заначки на случай кризиса? 

 

А еще — вкладывают ли в экономику все, кто может это делать: банки (в виде кредитов), частные инвесторы (инвестируя в бизнес), государство (оно тратит деньги на пенсии или на дороги), бизнес (он тратит деньги на возврат дорогих кредитов или на внедрение новых технологий?). 

 

Важно знать, почему экономика растет (или падает)

Экономика работает, когда люди покупают что-то друг у друга. Чем больше люди покупают, тем большей становится экономика, и все довольны.

 

Чтобы что-то покупать, нужно что-то производить. Человек, который что-то производит и продает другим, зарабатывает деньги сам и двигает экономику вперед. Например, Ринат Ахметов продает электроэнергию миллионам украинцев — поэтому он богатый человек. Игорь Коломойский одно время продавал всем банковские услуги и тоже стал богатым. А бабушка на базаре продает молоко не миллиону, а нескольким десяткам украинцев — потому она не такая богатая.

 

Вы можете спросить: а почему же экономика растет, если люди платят больше? Не ведет ли это к зубожинню?

 

Не совсем. Давай посмотрим, из чего состоит экономика, а потом посмотрим, откуда берется рост.

 

Экономика состоит из: 

— денег, которые люди платят в виде налогов;

— расходов на покупки;

— дохода от внешней торговли;

— расходов бюджета.

 

 

Деньги, которые люди откладывают дома в конверт про запас, экономику не развивают. Наоборот — они выводят эти деньги из экономики, пусть и временно. Поэтому для благосостояния всей страны выгодно, чтобы правительство стимулировало граждан доставать деньги из заначек и на что-то их тратить или во что-то инвестировать.

 

Но это не касается тех средств, которые лежат на депозите, потому что их банк выдал кому-то в виде кредита и запустил в экономический оборот. Вот почему важно во время кризиса не паниковать и не забирать деньги из банка: таким образом они извлекаются из ВВП страны, и банки и другой бизнес лишаются ресурсов для развития. Лучше брать пример с поляков: когда случился кризис 2008 года, они не стали забирать деньги из банков — и Польша наименее болезненно из всех стран ЕС пережила кризис.

 

Возвращаемся к тому, почему для экономики выгодно, чтобы люди платили больше. В таком случае производители получают больший доход и платят больше налогов, государство на эти налоги строит больше дорог, по дорогам ездит больше машин, которые доставляют товары в магазины или отгружают их для экспорта, а все, кто занят на каком-то производстве или в продаже, могут получать зарплату повыше. 

 

Поэтому когда мы платим больше, мы вовсе не обязательно становится беднее. Мы инвестируем. И экономика растет. 

 

Значит, государство должно тратить много денег, и экономика будет расти? (Спойлер — нет)

Такой вариант возможен, но в реальности труднодостижим. В этом и состоит хитрость грамотного управления экономикой — ей нужно управлять как можно меньше, и тратить деньги государство тоже должно как можно меньше. 

 

Проблема Украины в том, что у нас наоборот. И поэтому неэффективно. Вы и сами увидите это, если посмотрите вокруг: разбитые дороги, больницы без ремонта, старый транспорт... 

 

Почему у нас так? Потому что государство — это абстракция. За грозной вывеской "ГОСУДАРСТВО" скрываются чиновники — люди, которые принимают решения, куда потратить деньги и что построить. У них свои проблемы, слабости, ими можно манипулировать, они могут ошибаться и брать взятки. Конечно, они не всегда ошибаются, но часто все-таки дают промах, и такие промахи дорого обходятся гражданам. 

 

И это проблема не только Украины, а всех стран мира. Просто где-то правительство ее уже осознало и отпустило всеобъемлющую власть из своих рук. А вот Украина по масштабу проникновения государства в экономику находится на 31 месте в мире. Это на уровне развитых стран, но в том и прикол — эти страны уже более состоятельные, чем Украина, и они могут себе такое позволить. Украина — не может, и это не тот случай, когда необходимо равняться на них.

 

 

Вспомните, как было в СССР: частного бизнеса не было, чиновники занимались всем, и управлением государством, и управлением экономикой, а в итоге плохо получалось и то, и другое. К распаду Советского Союза в стране была сотня союзных министерств, в том числе отдельные министерства для строительства в разных районах, отдельно черной и цветной металлургии и даже министерство машиностроения для легкой промышленности (притом министерство легкой промышленности было отдельно). Как вы знаете, товары легкой промышленности в самой социалистической стране мира были в дефиците. Как и многие другие.

 

Помните, как ваши мамы штопали старые носки?

 

 Талоны на продукты. Появляются, когда государство слишком лезет в экономику.

 

Государство должно максимально устраниться от влияния на экономику. Его задача — устанавливать базовые правила игры, честные, понятные, простые, и тратить деньги только на самое важное: армию, сбор налогов, печать денег, внешнюю политику, регулирование монополий и другие глобальные задачи. Оно должно делать то, что больше никто, кроме государства, делать не может.

 

А все остальные задачи власть должна с себя снять и отдать частному бизнесу. Если в стране будут отлаженные и прозрачные правила игры, бизнес разберется, где открыть магазин, построить новую дорогу, сколько автобусов выпустить на маршрут и даже где построить новую школу. В такой ситуации чиновники будут просто присматривать, чтобы все соблюдали закон, и изредка вмешиваться в решение глобальных вопросов: по каким именно маршрутам будут ездить частные автобусы и что делать, если монополист злоупотребляет своим положением. 

 

Откуда брать деньги? 

Каждому премьеру и президенту важно помнить: у государства нет своих денег

Уверены, вы слышали в американском кино фразу о том, что что-то не понравится налогоплательщикам, придется отчитываться перед налогоплательщиками… Именно так и работает государство.

 

Чтобы деньги были, их нужно заработать. А государство не зарабатывает. Зарабатывают люди и бизнес (те самые налогоплательщики). Правительство всего лишь временно берет эти деньги в пользование.

А где еще взять деньги, кроме как с налогов и за счет роста потребления?

У инвесторов и кредиторов. У такого нелюбимого МВФ. Нам неприятно это говорить, но наличие денег частных инвесторов напрямую связано с наличием денег МВФ. Международный валютный фонд — это маркер для частных инвесторов. Если он нормально работает в какой-то стране, инвесторы увидят, что все хорошо, и будут вкладывать деньги в эту страну. Если вы посылаете подальше МВФ, то, как показывает опыт стран-неудачников, инвесторы тоже пошлют вашу страну. Потому что там работает глобальный рынок инвестиций. 

 

Украина должна выходить на международный рынок инвестиций. Как он работает? 

Украина — открытая страна. Наши компании торгуют по всему миру, и зарубежные компании нам много чего продают. А еще они могут не только что-то нам продавать, но и построить здесь заводы или открыть офисы, чтобы производить товары или услуги здесь, в Украине. И продавать их как в Украине, так и заграницей.

 

Но сначала нужно, чтобы эти компании захотели здесь что-то строить или открывать. Ведь они могут открыть завод не в Украине, а, скажем, в Польше или другой стране. Например, недавно "Шкода" отказалась от планов открывать свой завод у нас и теперь рассматривает кого-то из соседей.

 

В чем проблема отказа "Шкоды"? В том, что за инвестиции таких компаний борются многие страны. И Украина проиграла борьбу за 1,4 миллиарда евро инвестиций, 5 тысяч рабочих мест и 300 тысяч собранных машин в год в Украине. И что еще страшно, проиграла репутационно. 

 

Чтобы получать деньги инвесторов, Украина должна быть инвестиционно привлекательной страной. В Украине должны быть простые, понятные и одинаковые для всех правила игры. Не должно быть коррупции. Не должно быть возможности безнаказанно отобрать бизнес у того, кто его создал. Либо Украина обеспечит такие условия, либо будет и дальше проигрывать в гонке за деньги и рабочие места более расторопным странам.

 

Еще деньги можно взять в долг (но долг потом обязательно нужно отдавать)

Возможно, один знакомый бизнесмен мог совершенно случайно сказать вам, что долги — это не страшно. В том смысле, что их можно не отдавать, и если кто их и отдает, то только трусы.

 

Тут такое дело — все зависит от оформленных документов, от того, кто кому должен и, наконец, чем грозит не отдавать долг.

 

Ведь долги — это тоже составляющая экономики. Кто-то кому-то дает в долг, чтобы кто-то что-то создал или построил. Заработать стремится и тот, и другой.

 

Долгое время в Украине действительно работало такое правило: долги отдают только трусы. И если вам комфортно жить в стране, в которой никто не может ничего построить, поскольку банки не дают кредитов — ок, долги можно не возвращать.

Но люди, которые не возвращают кредиты, не только очень храбрые. Они еще и бестолковые бизнесмены, которые не смогли построить ничего самостоятельно.

 

Илон Маск или Джеф Безос в своей жизни создали что-то важное. Не всегда успешно, но в итоге их компании работают, их услугами пользуются миллионы людей. Это и есть успех в бизнесе.

 

В Украине же успех в бизнесе для многих совсем не цель. Бизнес части украинских бизнесменов работает до тех пор, пока остается мелким. Спросите у Николая Гуты и поинтересуйтесь, как дела с его агрохолдингом "Мрия" (и как дела с возбужденными против Гуты делами). 

 

Однажды храбрые бизнесмены придумали отличную (по их мнению) бизнес-модель: набрать побольше кредитов. Их компании выросли, но построить бизнес они не смогли. Потому что недостаточно влить в бизнес деньги, нужно уметь ими распорядиться так, чтобы построить работающую компанию. 

 

Спросите у Пинчука, почему он до сих пор отдает долги "Интерпайпа"? Не все такие отъявленные смельчаки (и это хорошо для экономики).

 

В то время как некоторые смельчаки не отдают свои долги, огромные инвестиционные деньги гуляют по сотне других стран, в которых правительство хочет, чтобы хорошо жили не только несколько сотен смельчаков. 

 

То же и со страной. Есть страны, которые не отдавали деньги, объявляли дефолты. Надо сказать, дефолт — это нормальная процедура на мировых финансовых рынках. И любая страна, для которой комфорт пары сотен смельчаков важнее, с легким сердцем объявляет дефолт. Единственный минус — после этого в бюджете обычно заканчиваются деньги и падает курс песо или рубля. В итоге, расплачивается население.

 

Вывод: долги можно не отдавать, если забить болт на граждан Украины. В принципе, если вы хотите срубить бабла, это сработает. Один раз, ну максимум два. Потому что в Раде сидят еще несколько сотен таких храбрецов, которые тоже хотят срубить бабла и скрыться за неприкосновенностью и украинскими судами. А после нескольких дефолтов денег на всех не хватит, даже если выжать население досуха. Да и население в таких случаях ведет себя неспокойно и начинает бузить.

 

В общем, долги нужно отдавать — это выгоднее и для экономики, и для вашей нервной системы. 

 

И тут расскажем вам отличную новость: у Украины сейчас не очень много долгов. Чтобы понять, как много должна страна, долг правильно сравнивать с ВВП. Сейчас он составляет 56% от ВВП. Это намного лучше, чем было несколькими годами ранее. И сейчас нам не нужно объявлять дефолт. 

 

 

А вот печатать деньги, чтобы строить на них дороги, не нужно 

Возможно, у вас возникает соблазн договориться с Нацбанком и напечатать побольше денег, потратить их с умом и таким образом поднять экономику. Это же логично, правда? Ведь мы уже поняли, что новые дороги, мосты, заводы и все остальное драйвят экономику.

 

Пожалуйста, не надо этого делать. Будет только хуже. Почему? Чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, нужно немного отойти от темы денег и быстро разобраться со спросом (готовностью купить) и предложением (готовностью продать). 

 

Спрос и предложение

Обычно когда спрос превышает предложение, товары становятся дороже — потому что их все хотят купить, и продавцы понимают, что смогут продать их дороже. Когда предложение превышает спрос, товары дешевеют — покупателей мало, и продать нужно хоть по какой-то цене, лишь бы не получить убыток. 

А причем тут печать денег? 

С деньгами такая же ситуация, как и с обычными товарами. Если вдруг их напечатают слишком много, а количество доступных для покупки товаров и услуг не изменится, деньги будут обесцениваться, дешеветь. В таком случае говорят, что уменьшается их покупательная способность — на то же количество денег можно купить меньше товаров, чем раньше. А чтобы купить больше, нужна бОльшая сумма. 

 

Каждая купюра будет иметь меньше веса для продавца. И он будет стремиться повысить цену, чтобы компенсировать меньшую значимость денег их количеством. То есть товары станут дороже.

 

В то же время производители товаров не смогут производить их настолько больше, насколько нужно, хотя и будут получать больше денег. Не смогут из-за того, что производительность труда останется на том же уровне, что и раньше. Большее количество денег мы не сможем обеспечить большим количеством произведенных товаров. 

 

Это явление и называют инфляцией.

 

И строить дороги тоже будет дороже. Поэтому напечатать деньги и потратить их на что-то полезное без негативных последствий для экономики нельзя. 

 

А если бездумно продолжать печатать деньги, то люди, видя, что цены постоянно растут, начнут массово скупать товары на всякий случай, и в итоге можно докатиться до такой ситуации, когда в карманах у украинцев окажется очень много денег, но купить за них мы ничего не сможем — потому что все уже скупили. Это, конечно, совсем уж маловероятный сценарий, но именно к такому способна привести необдуманная эмиссия денег. Как в Венесуэле, где в дефиците даже туалетная бумага. 

 

А Украина только-только обуздала инфляцию. 

 

 

Тогда государство должно как-то по-другому поддерживать важные отрасли экономики, верно?

А какие отрасли поднимать в первую очередь? Прежде чем задумываться о поддержке экономики, нужно подумать, кто будет покупать произведенную продукцию. 

 

Например, премьер-министра могут убедить восстанавливать славу украинского судостроения. Чтобы понять, что делать с судостроением, нужно задать простой вопрос: а кто будет покупать наши суда?

 

Тогда вам могут сказать: суда нужны для Украины, для восстановления ее инфраструктуры, для судоходства на реках. В этом случае нужно задать вопрос: сколько нам нужно кораблей? Возможно, стране понадобится не более десятка, и проще их купить.

 

По-хорошему, разговаривая о государственной поддержке, нужно понимать, а что же происходит на мировых рынках. Также следует понимать, что происходит на мировом рынке судостроения. А там ситуация такая: судов в мире много, потребности в новых почти нет. В такой ситуации Украина не сможет потеснить лидеров рынка — Китай, Южную Корею, Японию, Бразилию и Филиппины. Не получится даже занять хоть сколько-нибудь достойное место. Украинские производственные мощности миру просто не нужны.

Правильный вопрос не в том, как вернуть славу украинскому судостроению, а как найти место Украины в глобальной цепочке создания добавочной стоимости.

 

Кстати, "отрасли" — это не современное слово. Современному президенту и премьер-министру стоило бы говорить "индустрии".

А что такое "цепочка создания добавленной стоимости"?

Проще всего это объяснить на примере кофе. Когда вы по пути на съемки "Слуги народа" заходили в кофейню, вам продавали кофе по цене 100 долларов за килограмм. Да, в чашке было всего 6 граммов кофе за 25 гривен, однако цена за килограмм составляла около 100 долларов. При этом фермер, который вырастил эти зерна кофе, получает всего 2 доллара за кило.


Разницу между 2 и 100 долларами получают все, кто доставляет и обрабатывает кофе на пути от плантации к чашке: компании, которые его закупают оптом, трейдеры, которые занимаются экспортом, транспортные компании, которые везут мешки с кофе через океан. Далее на кофе зарабатывают те, кто обжаривает его где-то во Львове. Затем супермаркет, который продает его. И, наконец, собственник кафе, в котором ты купил чашку кофе.

 

Эта разница и есть добавленная стоимость, благодаря ей люди становятся богаче.

 

 

Вернемся к судостроению: надо думать не о его возрождении, а в первую очередь о том, где наше судостроение сейчас находится в цепочке создания добавленной стоимости, и где, по мнению экспертов, оно может найти новую возможность. Возможно, мы будем продавать корпуса для суден? Возможно, оборудование для рубки? Грузовые краны или что-то еще?


Например, "Боинг" не строит самолеты сам — каждый самолет состоит из десятка тысяч запчастей. А основные части самолета компания покупает у других компаний из США, Германии, Японии, Франции и других стран. 

 

Парадокс: украинские компании могут продавать больше, но зарабатывать на этом меньше

Один из важных факторов, который влияет на экономику — это экспорт. Обычно большой экспорт — это хорошо для благосостояния страны, особенно если она не очень богата. Он полезен еще и с геополитической точки зрения: когда одно государство является крупным экспортером какой-то продукции, оно важно для стран-покупателей, и его интересы учитывают (как сейчас Запад учитывает интересы России — крупного поставщика нефти и газа). 

 

Да и вообще, международная торговля развивает экономики всех стран мира, поэтому все страны стремятся стать экспортерами хоть чего-нибудь. 

 

Но ситуация интересна тем, что доходы от экспорта не всегда растут вместе с увеличением продаж. То есть продали больше, а заработали все равно меньше, чем раньше. Буквально совсем недавно, в 2015 году, такое уже случалось с нашей экономикой: в миллионах тонн наш экспорт вырос, но в гривнах доход стал меньше, потому что цена на мировом рынке на эти товары упала. 

 

Секрет в том, что цена некоторых товаров зависит не столько от украинских производителей и покупателей и даже не от государства, как от цен на мировых рынках. И именно такие товары важны для экономики Украины: подсолнечное масло, сталь, руда, пшеница, кукуруза. 

 

Но государство может помочь справиться с этой проблемой 

Нам нужно производить готовую продукцию. Спагетти вместо зерна. Хамон вместо кормового зерна. Металлоконструкции вместо труб. И так далее.

 

Это легко сказать, но сложно реализовать. Чтобы продавать готовую продукцию из зерна, необходимо построить завод по его переработке. И тут и президенту, и правительству необходимо обратить особое внимание на то, а хочет ли кто-то построить такой завод в нашей стране.

 

Например, турецкое правительство стимулировало создание крупных компаний по производству муки. Теперь Турция продает миру муки больше, чем Украина, у которой всегда были шикарные позиции в выращивании зерна. Шикарные в масштабах всего мира!

 

Однако маловероятно, что в Украине найдется много желающих построить такой завод. Потому что его могут отобрать прокуроры, депутаты или просто конкуренты.  

 

Поэтому государство должно создать условия, чтобы инвесторы не боялись вкладывать деньги в заводы в Украине. Иначе они построят их в Чехии, в Румынии или еще где-то по соседству, и будут вывозить из Украины сырье, перерабатывать его там и оттуда продавать по всему миру, в том числе нам. Выгоду от этого получат другие страны, а не наша. 

Чтобы встроить Украину в цепочку добавленной стоимости, нужны инвестиции 

Самый простой способ усилить экономику страны — привлечь инвестиции. Их есть два вида: внутренние и зарубежные.

 

Если, скажем, "1+1" начнет строить киностудию где-то под Киевом и вложит туда 30 миллионов долларов, это будут внутренние инвестиции. Строительство такой киностудии даст работу сотням рабочих, которые будут тратить эти деньги и увеличивать экономику — с каждой потраченной гривной. Когда она начнет работать, там будут снимать сериалы и фильмы, которые будут покупать телеканалы, а возможно даже и "Нетфликс". Это увеличит экономику Украины.

 

Но где "1+1" возьмет деньги на новую киностудию? Из прибыли телеканала, кредитов или внешних инвестиций.

 

Телеканалы в Украине убыточны, поэтому за свои деньги не построят (внутренних инвестиций не будет). Взять в долг можно, но дают под высокие проценты. Это значит, что стоимость киностудии в Украине будет примерно такой же, как в Польше. Потому что хоть кирпичи в Польше и дороже, но кредиты дают под меньшие проценты.

 

Остаются иностранные инвестиции, но с ними ситуация сложнее. Инвестиции — это как супермаркет. Вот полочка Украины — на ней немного инвестиционных продуктов. И инвесторы, которые заходят в супермаркет и подыскивают активы, в которые можно вложить деньги, знают: если в Украине что-то купить, потом это могут отобрать. 

 

Совсем рядом с украинской полка, на которой безопасные объекты для инвестиций: США. В Америке к инвестору не придут из прокуратуры, компанию не отожмет депутат, а если кто-то захочет ее украсть, суд разберется и накажет преступника.

 

Разговоры о "потенциале" и "привлекательности" страны — из словаря государственных импотентов, которые не способны улучшить экономику, поэтому год за годом повторяют приятные для избирателя фразы. Как это ни странно, экономический успех страны в первую очередь зависит от того, как работают суды и правоохранительные органы.

 

Посмотрите, сколько денег по всему миру вкладывают внешние инвесторы. Всего за год они раскошелились на 1,5 триллиона долларов. Это гигантская сумма — если выложить купюры в стопку из стодолларовых купюр, она была бы высотой в 1950 километров. Это выше, чем летают спутники Земли. Это чуть больше, чем радиус Луны.

 

 

Больше всех инвестиций получили, ожидаемо, США. Но посмотрите на другие страны, похожие на Украину по количеству населения и по размеру: Румыния — 5,2 миллиарда, Польша — 6,4, Италия — чуть больше 17 миллиардов. Украина — 2,2 миллиарда долларов. В то время как в Чехию, которая намного меньше Украины, как ни меряй, инвестировали в 3 раза больше, чем в нашу страну.

 

Объем прямых иностранных инвестиций по странам, 2017 год (последний год, за который доступна глобальная статистика). Источник: Howmuch

 

А получение инвестиций — во власти правительства и президента

Как видите, деньги в мире есть. Но чтобы они пришли именно к нам, инвесторы должны захотеть выбрать на полочке инвестиционного супермаркета Украину.

 

И дело не в красивой упаковке. Инвесторы — не подростки на кассе, спонтанных покупок не делают. Они долго и внимательно присматриваются к стране. Если видят позитивные сигналы, начинают думать: "Хм, давайте обратим на Украину внимание". Смотрят, взвешивают. И, возможно, через пару лет сделают пробный шаг. Если их ничего не спугнет.

 

Ведь давайте будем реалистами — Украина не такая уж и инвестиционно привлекательная страна. Уже много раз иностранные инвесторы обжигались, теряли деньги, когда инвестировали в Украину. 

 

Поэтому инвесторы активно следят за тем, что происходит в Украине: 

— как решится ситуация с "Приватом";

— какие изменения в налоговый кодекс внесет парламент;

— запустят ли рынок земли;

— будут ли силовики наезжать на бизнес. 

 

Возможно, вам станет обидно из-за того, что инвесторы такие капризные. Но они могут себе позволить капризничать в отношении Украины. Потому что с Украиной за инвестиции конкурируют еще 180 стран. И инвесторы видели всё: Венесуэлу с ее экспроприациями, Аргентину с дефолтами, Грецию с огромным госдолгом.

 

Венесуэла осталась без инвестиций. А вот Аргентина и другие не очень финансово дисциплинированные страны получают зарубежных инвестиций больше, чем Украина. 

 

 

Почему так? Все дело в одном слове, которое надо понимать про инвестиции (еще немного, и мы закончим эту скучную статью).

Доверие. Чтобы получить инвестиции, нужно завоевать доверие

Это самая дефицитная вещь украинского государства. 

 

Посмотрите на Илона Маска, на Твиттер, Амазон, Аргентину и, например, Казахстан. В эти компании вкладывают деньги, несмотря на то, что они годами оставались убыточными. В эти страны вкладывают гораздо больше, чем в Украину, несмотря на дефолты и авторитарную власть.

 

Почему? Потому что эти компании и страны завоевали доверие инвесторов. Западные инвестиционные фонды и глобальные компании инвестируют, если они понимают, что руководитель компании или правительство страны имеет историю выполненных обещаний.

 

Украинские президенты, правительства и парламент последние 28 лет упорно формировали очень плохой имидж. Если отойти от языка бизнеса и сказать так, как это есть на самом деле, то украинские власти вешали инвесторам лапшу на уши. 

 

Если бы Украина была человеком, то нашу позицию даже в супермаркете инвестиций можно было бы описать так: мы торгуем с лотка у входа. Да, кое-кто у нас покупают, но по мелочи. А большие деньги крутятся внутри. И нам нужно сделать так, чтобы Украина попала на полку супермаркета.

 

Бонус: почему меняется курс и каким он должен быть? 

Как формируется курс? 

Когда вы обсуждаете курс, нужно относиться к гривне как к вашему любимому напитку, хорошему красному вину: оно может дорожать, а может становиться дешевле — в зависимости от того, какого оно урожая и как много бутылок вина есть в природе. 

 

Размышлять о валюте в таком контексте действительно непривычно, потому что когда вы вино покупаете, она не является товаром. Но когда речь заходит о курсе, любая валюта превращается в обычный товар, который продают и покупают. Обменный курс и является ценой валюты.

 

В Украине принята такая модель формирования курса, что он меняется сам собой, в зависимости от рыночных факторов. Поэтому мы можем говорить о рынке валюты. И этот рынок работает точно так же, как и все остальные: больше гривен — их цена падает, дефицит гривен — цена растет. Аналогично с долларом, евро и другими валютами. 

 

На количество валюты влияют множество разных факторов: соотношение между экспортом и импортом, объем иностранных инвестиций, переводы заробитчан, доверие украинцев к власти и валюте, даже время года (скажем, в праздники, когда все покупают подарки, принято доставать деньги из заначек).

Причем тут НБУ? 

Национальный банк курс не контролирует, он только констатирует факт: на данный момент цена такая. Хотя он может влиять на курс, покупая или продавая валюту (то есть увеличивая спрос или предложение). 

 

Но самая главная задача Нацбанка не в том, чтобы сделать курс выгодным, а в том, чтобы избежать его резких скачков. Национальный банк не мешает доллару расти или гривне укрепляться, и не должен этого делать, он только сглаживает слишком резкий рост. В общем-то этим его задачи и ограничиваются, во всяком случае по отношению к курсу.

Какой курс выгодный?

Ну а какой же курс выгодный для экономики? Секрет в том, что выгодного курса нет. Или скажем по-другому — выгодный любой курс. Главное — чтобы он менялся плавно, тогда экономика приспособится к любым цифрам в обменнике. Экономика вообще достаточно гибкая.

 

Конечно, если рассматривать частности, то на ком-то изменения курса отражаются положительным образом, а на ком-то отрицательным. Например, так как сейчас гривна укрепилась, экспортеры и отрасли, зависимые от экспорта, агробизнес и металлургия, чувствуют себя некомфортно. Они планировали одни доходы, но получили другие. С другой стороны, импортеры получают большие доходы, чем ожидали.

 

Вывод

Украине необходимо заслужить доверие инвесторов...

Чтобы запустить экономику страны, нужно заслужить доверие инвесторов и привлечь инвестиции. Для этого нужно усмирить аппетиты силовиков и рейдеров, создать суд, который будет судить по закону, а не за взятку, написать простые законы и устранить государство из тех сфер, в которых можно обойтись без него.

 

Чтобы запустить экономику, не обязательно быть гуру экономики.

 

Однако рост экономики делает богатым не все население одновременно и в равной степени. Это неприятная правда: с ростом экономики увеличиваются зарплаты, но также увеличиваются и цены. Подорожают квартиры, туры в Египет и еда в супермаркете.

 

Поэтому важно сделать так, чтобы экономический рост увеличивал богатство, а не бедность.

...и иметь стратегию развития экономики 

Уже недостаточно просто производить много зерна и надеяться, что мировые рынки окажутся благосклонны к Украине. В современном мире невозможно развивать экономику без стратегии. Как в бизнесе, компании без стратегии проигрывают компаниям со стратегией, так и в глобальной экономике страны без стратегии всегда будут проигрывать странам, у которых она есть. Без нее получается Украина, С ней — Эстония, Китай, США и Швейцария.

Китай

Стратегия Китая состоит в том, что он расширяет рынки сбыта своей продукции и каналы поставки сырья в свою страну, инвестируя в инфраструктуру по всему миру. Фактически Китай возрождает древний Шелковый путь, который приносил стране огромные богатства. Сейчас он снова приносит стране деньги, а заодно и распространяет влияние Поднебесной по всему земному шару: деньги инвертируются в развитие нефтяной промышленности в Судане, в Лаосе и Кении Китай строит железнодорожную инфраструктуру, в Греции купил порт, в Беларуси основал индустриальный парк… А уж сколько денег Китай дает в виде кредитов другим странам — точно не известно, потому что информация частично закрыта. Точно известно, что объем кредитов больше, чем выдают Всемирный банк и МВФ вместе взятые.

 

Британия

Правительство Ее Величества имеет стратегию распространения британской культуры по всему миру. А точнее, музыки. В стране есть государственная программа грантов для молодых и перспективных исполнителей, которые намерены выступать за пределами страны. За 5 лет существования программы гранты получили 227 исполнителей на сумму 113 миллионов гривен.

Европейский союз 

У ЕС есть общая стратегия развития "Европа 2020", которая касается разных вопросов: инноваций, индустриальной политики, борьбы с бедностью, зеленой энергетики, качества образования, развития цифровых технологий, увеличения количества рабочих мест. 

Эстония

Маленькая Эстония, зажатая между огромной Россией и большой Швецией, после распада Советского Союза нашла свое место в мире: сейчас это самая диджитализированная страна на планете. 

 

Почти половина эстонцев голосует через интернет, 99% государственных сервисов онлайн, в секторе информационно-коммуникационных технологий работает 6% населения. На страну с населением в два раза меньше Киева — 650 стартапов и 4 единорога — стартапа, которые стоят больше 1 миллиарда долларов.

 

Перечислять все достижения было бы очень долго, и они, черт возьми, поражают воображение (подробнее можно почитать тут). 

 

Правительство этой маленькой страны начало развивать IT на государственном уровне еще в 1994 году, В том же году в Украине на выборах президента победил Леонид Кучма (результаты мы все знаем).


В 2019 году Эстония утвердила стратегию развития искусственного интеллекта.

 

Вывод не для Зеленского и Гончарука, а для остальных читателей 

А теперь давай ответим на главный вопрос: почему Гончарук и Зеленский не разбираются в экономике и что это значит для Украины?

В этом нет ничего неожиданного: Гончарук — юрист, Зеленский — актер. Они оба раньше не сталкивались с экономикой, и у них нет экономического образования. 

 

Более того, Алексею Гончаруку нужно отдать должное за то, что он признает, что у него есть пробел в знаниях. Что пытается этот пробел устранить, советуется с людьми, которые в экономике более сведущи. И за то, что пытается устранить пробел в знаниях Владимира Зеленского.

 

Появление пленок со сливом разговора премьер-министра — не проблема. Даже такого шокирующего для многих украинцев разговора.

 

Проблема в том, что в Украине ни президент, ни премьер-министр не разбираются в экономике. Это можно было бы простить президенту Германии, который ни на что в стране не влияет, или президенту Финляндии, потому что это благополучная страна с лучшей системой образования в Европе. В конце концов, Америка существенно не пострадает от того, что Дональд Трамп больше интересуется своим твиттером, чем экономикой.

 

Но руководителям страны, для которой самая главная задача — наладить экономику, нельзя в ней не разбираться. Потому что наша страна — самая бедная в Европе. Потому что у нас катастрофически мало инвестиций. Потому что в результате войны разрушена промышленность Донбасса, 1,3 миллиона человек переселились с оккупированных территорий внутрь Украины (что влияет на экономику этих регионов), а 7% территории страны оказались отрезаны от нормальной экономической жизни.

 

Это настолько же абсурдно, как директор маркетингового агентства, который не разбирается в маркетинге.

 

 

Президент и премьер-министр Украины не разбираются в экономике, потому что в ней не разбираются и не хотят разбираться украинцы. И не считают эти знания важными. Голосуя за политиков, мы обращаем внимание не на их экономические обещания (и принятые потом решения), а на то, насколько технично они обосрут предшественников, как красиво навешают лапши на уши и насколько эффектно сдадут анализы. И политики это понимают и, конечно, с удовольствием этим пользуются.

 

Планка требований, которые украинцы выдвигают к руководителям государства, опущена на очень низкий уровень. И опустилась она не при Владимире Зеленском, а была в таком положении всегда. В экономике не разбирался почти никто из топ-политиков и чиновников государства все 28 лет независимости Украины. А если и разбирался, то не использовал эти знания по назначению, потому что понимал — украинцы не оценят и на выборах проголосуют не за умных, а за красивых. А значит, и не надо стараться. Нужно демонстрировать не ум и эффективность, а громко кричать.

 

Мы сейчас не топим против власти и не хотим отбелить оппозицию. Еще раз: они почти все такие, и это надо признать. Эта утечка — вообще не повод придраться к власти. Это повод задуматься о том, что если мы и дальше, делая выбор, будем руководствоваться той же логикой, которой руководствовались все эти годы, Украину ждут еще по крайней мере 5 лет, а то и больше, даже не экономического застоя, а упадка — если сравнивать со странами, в которых политики разбираются в экономике. 

 

Ответь честно — тебе это надо?