10 коротких тезисов о проекте госбюджета на 2016 год

Эксперты Центра экономической стратегии проанализировали проект главного финплана страны и уместили суть огромного документа в ряд простых к пониманию тезисов.

Скоро Новый год, а парламент до сих пор не утвердил бюджет на следующий год. Но проект уже есть, и с помощью Центра экономической стратегии мы расскажем, на какие деньги Кабмин предлагает жить стране через две недели. 

Кабмин записал в проекте бюджета следующие макроэкономические показатели

  • Номинальный ВВП — 2 миллиарда 262 миллиона гривен. Номинальный ВВП считают в текущих рыночных ценах, то есть он может увеличиваться при, например, инфляции, росте цен. Или уменьшаться, если цены снижаются.
  • Рост реального ВВП — 2%. Реальный ВВП — более удобный показатель, он учитывает то, насколько рост ВВП определяется ростом производства, а не цен, то есть показывает, как реально растёт экономика. В следующем году производство вырастет на 2%. 
  • Среднегодовая динамика индекса потребительских цен — 14,2%. Индекс показывает, как меняются цены на товары и услуги. То есть в следующем году цены вырастут в среднем на 14,2%. 

Эти показатели совпадают с прогнозом МВФ. 

Государственные расходы уменьшаться

Они составят 41,7% ВВП. И это не очень хорошо — было бы лучше, если бы они были ещё меньше. 

Вы можете возмутиться: "Как так, неужели государство должно тратить ещё меньше? Оно у нас и так не очень щедрое". Но спецы Центра экономической стратегии подсчитали, что оптимальная доля госрасходов для Украины — 37% ВВП этой статье мы в шести понятных графиках объяснили, почему так). Если они будут на таком уровне, то это позволит максимально ускорить рост ВВП: на 0,9-3,5 процентных пункта. А текущий уровень госрасходов позволит увеличить рост только на 0,3-2,9 процентных пункта. То есть мы "теряем" рост ВВП. А при таких масштабах сумм даже 1% — большие деньги. 

Собственные доходы органов местного самоуправления увеличатся на 40%

Поэтому если местные власти в очередной раз будут жаловаться на отсутствие денег, ткните их носом в бюджет и требуйте отчёт о поступлениях и тратах средств. Да и вообще, всегда его требуйте. Легкий скептицизм и контроль власти — обязанность каждого гражданина. 

Собственные доходы Пенсионного фонда уменьшаться на 34,5%

Это связано с предполагаемым уменьшением единого социального взноса (ЕСВ), поэтому нужно будет выделить в два раза больше денег из бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда. И это в очередной раз будто напоминает Украине, что нужно срочно реформировать пенсионную систему — нынешняя нам досталась "в наследство" от СССР. 

Доходы бюджета — вызов для страны

Дело в том, что проект бюджета предполагает сокращение неналоговых поступлений, в основном за счёт уменьшения суммы прибыли, которую НБУ перечисляет в бюджет, и ликвидации импортного сбора. Но поскольку поступления от ЕСВ сократятся, а дефицит Пенсионного фонда, наоборот, увеличится, то компенсировать потерянные доходы за счёт сокращения расходов не получится. Поэтому правительство планирует увеличить поступления от НДС и акцизов, для чего нужно эффективно их администрировать и бороться с контрабандой, иначе бюджет не получит ожидаемых доходов. Плюс есть риск недополучить поступления от налога на прибыль в случае ухудшения экономической ситуации. 

Но если всё получится, то Украина получит более качественную структуру государственных доходов, потому что деньги НБУ связаны с инфляцией и девальвацией, а импортный сбор вредит международной торговле. 

Расходы бюджета приходится сокращать

Кабмин предлагает уменьшить расходы на образование на 14,4%, но значительную долю этих потерь компенсируют местные бюджеты. 

Расходы на здравоохранение — уменьшить на 10,8%. 

Затраты на оборону уменьшатся до 2,5% ВВП, что противоречит решению СНБО, согласно которому затраты на безопасность и оборону должны быть не меньше 5% ВВП, а непосредственно на оборону — не меньше 3% ВВП. 

И в 2016 году Украина снова будет брать деньги в долг

Предполагается, что извне мы возьмём в долг 119,5 млрд гривен, а погасим долгов на 13,9 млрд гривен. 

Другие новшества: легализация азартных игр и увеличение зарплаты госслужащих

Вместе с бюджетом Кабмин передал в Раду "бюджетный пакет" — проекты законов, которые касаются бюджета. Мы выбрали предложения: 

  • Легализовать азартные игры — это даст бюджету плюс 6 миллиардов гривен;
  • Компании, которые на 100% находятся в госсобственности, будут обязаны перечислять 30% прибыли в бюджет. Это должно увеличить доходы бюджета от госкомпаний с 4,5 млрд до 11 млрд гривен;
  • Вопросы бесплатного питания в школах и другие льготы передадут на местный уровень, поэтому каждая громада сможет сама решить, нужны ей те или иные льготы или нет. И это справедливо, потому что если вопрос можно решить на местном уровне, то не нужно "забирать" его на центральный уровень; 
  • Возможность увеличения зарплатного фонда органов власти. И это тоже правильно, потому что человек, который своей подписью решает судьбы миллионов гривен и миллионов человек, не может получать 10 тысяч гривен зарплаты. Повышение зарплаты госслужащим — не единственное, но обязательное условие преодоления коррупции. Остаётся только надеяться, что зарплаты будут достаточно высокими, а не формальные плюс 2 тысячи. Первый шаг в этом направлении уже есть: Кабмин утвердил постановление, которое приближает зарплату руководителя госкомпании к зарплате его коллеги в частном секторе. Высокие зарплаты также и в Антикоррупционном бюро, Антикоррупционной прокуратуре, полиции

via