Продают трубы, как кроссовки на Розетке. Как Интерпайп переориентировался на экспорт и увеличил ассортимент в 10 раз

Сначала ты теряешь привычный рынок сбыта (Россию). Потом выходишь на новые рынки. И понимаешь, что не вывозишь, потому нет опыта работы с европейскими и американскими заказчиками, у которых очень непривычные требования. Нужно либо закрывать бизнес, либо перестраиваться. В случае Интерпайпа необходимо было инвестировать в технологии, менять подходы к производству и логистике. Как компания, которая сейчас экспортирует продукцию в 80 стран, менялась, чтобы остаться на рынке — разузнали все подробности.

Украинская промышленная компания Интерпайп владеет 5 заводами и дает работу 11 тысячам сотрудников. Это один из крупнейших производителей ж/д колес и экспортеров стальных труб в мире.

 

В 2014 году переориентация с традиционного рынка РФ на рынки Европы, Америки и Ближнего Востока стала вопросом выживания компании. Однако в этом процессе Интерпайп столкнулся с проблемами, которые заставили компанию серьёзно изменить подходы к работе. И этот кейс очень хорошо доказывает, что кризис — это действительно возможность для развития, если правильно им воспользоваться. 

До торговых войн Россия была основным внешним рынком для украинского бизнеса 

С момента распада СССР украинская внешняя торговля была ориентирована на Россию — это страна была самым крупным торговым партнером Украины. Для украинцев рынок РФ был понятным, и на него было легко попасть. 

 

Первыми сигналами о том, что пора уходить с российского рынка, стали торговые войны, начавшиеся в 2012 году. Тогда под российские санкции попали украинские сыры, конфеты, овощи, фрукты, вагоны и трубы, а на некоторое время был остановлен весь экспорт из Украины в Россию. 

45% продаж Интерпайпа приходилось на Россию и СНГ

Интерпайп не был исключением до 2014 года — почти половину производства приходилось на СНГ, где Россия занимала львиную часть. В 2014 году пришлось срочно переориентироваться на другие рынки — Европу, Америку и Ближний Восток, где жестче требования к поставщикам и продуктам. Всего за несколько лет их доля в портфеле продаж компании выросла в два раза — до 60%.

После выхода на новые рынки ассортимент продукции вырос в 10 раз 

Традиционные российские заказчики в основном нуждались в больших партиях однотипных заказов, более простых в производстве. В Европе и Америке, кроме крупных заказов, нужны еще и мелкие, в одном заказе — по несколько типов продукции, и по каждому виду продукции присутствуют еще и дополнительные требования. 

Так, в Интерпайп вырос ассортимент и число позиций в производстве. Условно, вместо 1000 позиций заказов на всю компанию их стало 10 000. Традиционные системы типа Excel уже не справлялись с таким объёмом задач и не могли уберечь от человеческих ошибок. 

Треть заказов не выполнялись вовремя

Компания слишком привыкла работать в Украине и России, поэтому столкнулась со сложностями в других странах. Анализ работы показал, что полностью выполняя план производства по тоннам, она не могла вовремя выполнить именно мелкие заказы, которые составляли треть от всех. Единственным выходом оставалась серьезная цифровая трансформация для управления производством.

Изменения в производстве: создали цифровой двойник производственного процесса 

Производственная цепочка в Интерпайпе стала прозрачной, статус любого заказа и его элементов всегда виден онлайн — от стальной заготовки до готовых труб или колес. 

 

Как удалось этого достичь?  

 

В компании построили цифровой двойник (Digital Twin) производственного процесса Smart Factory. Цифровой двойник — это виртуальная модель реального производства, которая показывает всю информацию о каждом заказе и его позициях. Данные доступны в режиме реального времени на всех этапах — от технической экспертизы заказа до его производства и отгрузки клиенту.

Создали реестр заказов 

Заказы распределяются на стандартные и нестандартные. Время на их обработку сократилось в 2 раза. 

Все продукты — в одной системе

Все заказы раньше поступали на производство в обычном файле Excel, что создавало много ошибок. Сейчас заказы поступают в едином модуле, и система помогает правильно их спланировать. 

 

На первом этапе каждая стальная заготовка маркируется и заносится в базу, благодаря чему ее легко отследить и можно понять, когда она сделана, кем, какая ее себестоимость, для какого заказа она предназначена. Дальше трубы и колеса, которые производят из такой заготовки, также маркируют. При их перемещении по производству сотрудник с помощью телефона или планшета сканирует специальный QR-код или data-matrix-код и автоматически получает всю нужную ему информацию из единой системы. Аналогичным образом в системе вносятся данные о каждом следующем этапе производства. 

 

Вот как это выглядит. 

 

Интерпайп автоматизация производства

 

Интерпайп автоматизация производства

 

Интерпайп автоматизация производства

 

Как результат, кроме появившейся способности работать с мелкими и разношёрстными заказами из Европы и Америки, за счет точного контроля и управления производством запасы полуфабрикатов снизились на 20%. 

 

Сейчас учет продукции происходит онлайн, при этом исключен человеческий фактор. Если при производстве возникла проблема, можно быстро понять, на каком этапе это случилось. 

 

интерпайп — автоматизация производства

Цифровой двойник производственного процесса в Интерпайпе. Страница из исследования о цифровой трансформации украинского бизнеса.

 

Система знает, когда нужно ремонтировать оборудование еще до того, как оно поломается

IT-система содержит данные не только о производстве, но и об оборудовании: его параметрах, состоянии, простоях. От датчиков на оборудовании поступают данные о его состоянии. Более старые агрегаты по точному графику диагностируют сотрудники, данные также вносят в систему. Затем она анализирует всю эту информацию и прогнозирует, когда понадобится ремонт или замена какой-либо детали. Фактически починка происходит еще до того, как оборудование выйдет со строя, и это серьезно сокращает количество нештатных ситуаций.  

Логистика: от ручных обзвонов водителей к автоматизированной системе 

Ранее управление логистикой происходило вручную. Логисты самостоятельно обзванивали каждую машину, чтобы узнать, где она находится, успевает ли в срок. Это — утомительный процесс и для небольшого предприятия, а теперь представь, какой масштаб работы выполняли специалисты в такой крупной компании. 

 

Сейчас все эти задачи перенесены в онлайн и автоматизированы. 

 

Победитель тендера на поставку заполняет в личном кабинете все данные о машине, которая будет выполнять доставку, машина получает пропуск с QR-кодом, в котором указано, что и где нужно погрузить.  

 

Интерпайп автоматизация логистики

 

Маршрут машины с временем прибытия тоже есть в системе, а 60% автомобилей уже отслеживаются с помощью GPS-датчиков, так что с момента загрузки трубами и до момента выгрузки у клиента весь путь автомобиля виден на карте. Если в дороге происходят заминки, и машина опаздывает, диспетчеры, видя это, связываются с ней, помогают решить проблемы и, соответственно, вовремя предупреждают клиента об изменении времени доставки. Последнее, кстати, очень критично для европейских заказчиков. 

 

Интерпайп автоматизация логистики

 

Благодаря автоматизации логистики у Интерпайпа стало на 40% меньше опозданий авто. 

 

Интерпайп автоматизация логистики

Организация логистики в Интерпайпе. Страница из исследования о цифровой трансформации украинского бизнеса.

Результат: выполнение плана выросло до 95%, успешно освоены новые рынки 

Многие промышленные предприятия, которые теряли российский рынок, были обречены на закрытие — они не соответствовали высоким западным стандартам, а средств, чтобы что-то менять, не было. 

 

Интерпайп нашел возможность трансформироваться. И подошел к цифровой трансформации комплексно. Благодаря этому компании удалось закрепиться на сложных рынках с более жесткими требования к качеству, скорости выполнения работы и клиентскому сервису. Сейчас компания экспортирует свою продукцию в 80 стран.

 

Вся построенная IT-система, конечно, очень сложная под капотом, но внешне выглядит просто, удобно и дружелюбно по отношению к сотрудникам и клиентам. Поэтому продажа труб и колес со стороны выглядит как заказ кроссовок на Розетке.

А как трансформируются другие компании? 

В этом видео директор по финансам и экономике Интерпайпа Денис Морозов и спикеры из других компаний рассказывают об опыте трансформации крупного украинского бизнеса.

 

 

Есть впечатляющий кейс цифровой трансформации вашей компании, о котором будет полезно узнать другим?

Мы рассказываем читателям о том, как трансформируется украинский бизнес! Ответьте на несколько вопросов о нем — заполните эту форму (это займет 5 минут!), и мы рассмотрим вашу заявку. 

 

 

Завантажуй наше свіже дослідження цифрової трансформації українських компаній з великою кількістю кейсів!

Автор дослідження - контент-маркетингова агенція Top Lead. Генеральний партнер - Metinvest Digital. Партнер - AEQUO Law Firm. Інформаційні партнери - Business Views, Міністерство цифрової трансформації України та American Chamber of Commerce in Ukraine.