Что делает ДТЭК, чтобы у клиентов реже отключался свет — разбирались в технологических инновациях компании

Количество отключений света у клиентов ДТЭК на пилотных участках упало в 3 раза всего за один год. Этого удалось достичь благодаря мониторингу электросетей дронами, 3D-модели сети и управлению ремонтными бригадами онлайн.

На данный момент ДТЭК (предприятие ДТЭК Сети) обслуживает почти 200 тысяч километров электросетей по всей Украине, которые требуют ежедневного тщательного обследования и обслуживания. Столь масштабную инфраструктуру, естественно, обслуживать довольно сложно: спектр проблем здесь широк и в один миг решить все проблемы инфраструктуры невозможно. Но в ДТЭК считают, что технологические решения могут помочь своевременно выявлять проблемные места и оптимально использовать ресурсы, таким образом существенно улучшая ситуацию.

 

Мы разузнали, что делает ДТЭК, чтобы поддерживать электрические сети в хорошем состоянии и чтобы аварии не приносили неудобств потребителям. 

Работа инженеров максимально переведена "в цифру"

Как было раньше: ручное управление бригадами и бумажные отчеты 

Вот как выглядел рабочий день инженера и команды, которая его координирует, раньше. Ремонтная бригада утром приходила в офис, получала от операторов список задач (на бумажке) — что и где необходимо отремонтировать, отправлялась на объект, исправляла неполадки и ехала на следующий объект. Если в течение рабочего дня случалась другая авария, диспетчер обзванивал разных инженеров, чтобы узнать, кто чем занят, кто где территориально находится и кого можно направить на место этой аварии. Во время работы сотрудникам нужно было заполнять бумажные отчеты о проделанной работе, вечером занести их в офис и только после этого ехать домой. 

 

Как видим, в этой организации рабочего процесса есть что улучшать. Поэтому ДТЭК автоматизировала работу своих ремонтных бригад. На данный момент в Киеве, но в будущем такую практику распространят и на другие регионы. Вот как обстоят дела сейчас. 

Сейчас: управления задачами стало на 100% цифровым

Все заявки на работы собираются в дата-центре. Список задач формируется онлайн и приходит на планшет или смартфон каждой ремонтной бригаде. Приезжая на место, работник в приложении отмечает где он находится, так что диспетчеры видят эти данные и могут эффективно перенаправлять сотрудников на новый объект, если надо. Отчет о сделанной работе вместе с фото и описаниями тоже отправляется в офис через приложение. Онлайн можно проверить наличие деталей на складе и отметить, какие использованы во время ремонта.   

 

Отправка отчета о состоянии оборудования через приложение

Отправка отчета о состоянии оборудования через приложение 

 

Такая цифровизация рабочего процесса позволила сэкономить 1 час ежедневно, который раньше тратился на заполнение бумаг, и на 10-15% уменьшить время отключений клиентов во время аварии. 


Кроме того, это хороший задел на будущее: в 2021 году этот проект будет масштабирован и запущен в Днепре.  

 

цифровая трансформация ДТЕК

Страница из готовящегося исследования о цифровой трансформации. Заявку можно оставить по ссылке

Создается 3D-модель всех электросетей для их анализа с  помощью искусственного интеллекта

Мало оперативно решать проблемы, нужно сделать так, чтобы уменьшить их количество. Для этого ДТЭК запустила проект создания модели сетей, которые обслуживает, чтобы видеть и анализировать их состояние в реальном времени. Сейчас проект работает в Днепропетровской области. 

 

Специалисты ДТЭК и до этого постоянно осуществляли мониторинг линий электропередач. Но это происходило не так быстро. Например, бригада из двух человек может в день обойти порядка 5 км, поскольку возле каждого столба нужно остановиться, осмотреть его и составить бланк проверки. А вот беспилотник может облететь в два раза больше и сразу же загрузить эти данные на компьютер. 

 

То есть теперь вдоль линии запускается увешанный камерами и датчиками дрон, который сканирует ее состояние, передает данные на сервер, где их обрабатывает программа для распознавания дефектов. В ее основу положена искусственная нейросеть. Она, во-первых, создает карту сетей, а во-вторых понимает, что и где сломалось или может поломаться в ближайшее время и формирует рекомендации относительно ремонта. 

 

використання дронів у ДТЕК

 

Благодаря этой технологии появилась возможность обследовать за день в 2,5 раза больше сетей, чем это можно было сделать пешком. А задачу по обработке данных и формированию заданий для ремонтников переложить с человека на искусственный интеллект, который с ней справляется намного лучше. Например, у ДТЭК есть случай, когда после обследования 500 километров сети техника обнаружила 916 дефектов изоляции, а при пешем осмотре люди обнаружили 176. 

 

За год на участке Днепровских сетей, где пилотно использовалась технология, количество аварий уменьшилось в 3 раза. К 2025 году будет построена 3D-модель всей электросети. Это все равно что создать профиль сети в Facebook, в котором будет видна вся история ее жизни. А время аварийных отключений клиентов от сети уменьшится на 10-15%. Кроме того, работа дронов, которыми сейчас управляют люди, будет автоматизирована. 

 

зменшення кількості аварій у ДТЕК

 

ДТЭК уже инвестировала в свою программу MODUS по цифровой трансформации 350+ миллионов гривен. "ДТЭК — лидер цифровой трансформации украинской энергетики. Наша глобальная цель — это трансформироваться в цифровое предприятие, где люди и технологии эффективно сотрудничают, работают новые бизнес-модели и процессы, сформированы цифровая культура и сотрудники открыты к новому и готовы экспериментировать. Мы верим, что это возможно уже в перспективе 2025+ года", — отметил Дмитрий Осыка, руководитель ІТ и программы MODUS по цифровой трансформации ДТЭК.

 

Всего запланировано три волны (две уже запущено) с более чем тремя десятками проектов, которые охватывают не только поставку электроэнергии, а и ее производство, добычу угля, HR, логистику и другие направления бизнеса. Цифровые сети — это направление первой волны, в целом для цифровизации сетей запущено шесть проектов. 

 

Это только одна из большого количества украинских компаний, которые инвестируют в цифровую трансформацию. Кейсы других компаний мы представим в новом издании инфографического исследования о цифровой трансформации Украины. Оставь заявку, кликнув по баннеру ниже, и мы напишем тебе не почту, когда оно будет готово.  

Завантажуй наше свіже дослідження цифрової трансформації українських компаній з великою кількістю кейсів!

Автор дослідження - контент-маркетингова агенція Top Lead. Генеральний партнер - Metinvest Digital. Партнер - AEQUO Law Firm. Інформаційні партнери - Business Views, Міністерство цифрової трансформації України та American Chamber of Commerce in Ukraine.