Как в будущем изменится туризм? Роль IT в туристическом маркетинге

IT глубоко проникло в нашу жизнь, даже в такой сфере, как путешествия. Гостиницы и билеты мы бронируем с помощью смартфона, а магазины и музеи уже способны делать свои предложения до того, как мы туда войдём. Какие ещё инновационные тренды мы увидим в ближайшие годы?

Ася Карапетян Ася Карапетян, Zabugor.com

По данным ООН и Всемирного Совета по Туризму и Путешествиям (WTTC), в 2014 году в мире было 1,1 млрд туристов. Индустрия туризма поддерживает 105 миллионов рабочих мест и приносит $2,4 трлн в год.  По данным ВТО, в мире есть 15 стран, которые специализируются исключительно на туризме, например, Барбадос, Сейшельские острова, другие островные государства в тропиках. Для 38% стран туризм — главный источник дохода. А западноевропейские страны составляют 70% туристического рынка в мире.  

В будущем мобильные приложения станут ещё популярнее  

Раз туризм так важен в мировой экономике, нужно подумать о том, что будет управлять индустрией в ближайшие годы. Самый динамичный тренд 2014 года — увеличение количества заказов с мобильного. В США 25% всех заказов в сфере туризма в прошлом году сделаны с мобильных устройств, и их процент будет только увеличиваться. 2-3 года назад все говорили о социальных сетях и мобильных приложениях, но в некоторых странах популярность социальных медиа спала, а популярность смартфонов растёт. Поэтому каждая крупная туристическая компания обязана разработать мобильную стратегию.

Отличный пример -  сайт HotelTonight, популярность которого растет за счет мобильного приложения. В Азиатско-Тихоокеанском регионе популярен сайт HotelQuickly, где большинство брони посетители делают с мобильных устройств.  Цель таких приложений — удовлетворить импульсивные потребности туриста, который прибыл в новый город и ищет, где бы остановиться.

Технология Beacon позволяет персонифицировать общение с клиентом

Другой тренд туристической индустрии — развитие технологии Beacon. С её помощью можно отправлять информацию пользователям в зависимости от их местоположения.  Например, зайдя в магазин, посетитель может автоматически получить на телефон информацию о скидках, в музей — об экспонатах. Гостиницы могут быстро отправить предложения потенциальному гостю, авиакомпании — беспрепятственно общаться с клиентами. Сейчас эту технологию активно развивает Apple.

Отрасли нужны сервисы, которые объединяют все потребности туристов 

Есть много отдельных площадок для планирования поездок, бронирования билетов и номеров в отелях, площадок для людей, которые собираются в путешествие и для тех, кто уже вернулся домой и хочет оставить отзыв. Но нет ни одного сервиса, который предлагает всё это вместе. В ближайшие годы начнут развиваться сервисы, которые объединят все потребности путешественника, предоставляя всю информацию и все функции в одном приложении.

Big Data поможет предложить конкретному клиенту подходящую цену

Самое важное — предложить правильный продукт потенциальному клиенту в нужное время и по правильной цене. Массовый подход изживёт себя, на первый план выйдет персонализация и персонификация. С появлением Big Data туристическая компания может предложить каждому отдельному клиенту персонализированный для него продукт. Например,  отели получат возможность точно определить предпочтения каждого постоянного гостя. Они будут предлагать номера, которые включают все услуги согласно требованиям гостя, и цены на которые отличаются от стандартных. С использованием базы данных сервис-провайдеры смогут персонализировать услуги, которые сделают любую сделку максимально полезной для обеих сторон. Ранее в индустрии гостеприимства цены были статичными и изменялись в зависимости от сезона. Сейчас существуют технологии, которые позволяют регулировать цены в зависимости от спроса и структуры потребностей  в любой день. Отели развили свои системы менеджмента, что сделало их более динамичными и создало возможности персонализировать цены для целого сегмента и каждого клиента отдельно.

Туризм — инновационная отрасль

Согласно прогнозам WTTC, до 2020 года ожидается стремительный рост туризма — по 4,4% в год. Самый бурный рост — в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе и Америке. Ожидаемые доходы от туризма составят в 2020 году $2 трлн. Для сравнения: в 1995 году это сумма составляла $399 млн. Средние затраты туриста тоже увеличатся в два раза — до $707 на одно путешествие.  

Основными направлениями инновационной туристической деятельности в будущем станут:

  • новые виды туристического продукта (рестораны, гостиницы и так далее);
  • новые направления и новые виды транспорта (например, путешествия на космическом корабле);
  • организационные изменения в потреблении туристического продукта (новый вид маркетинга и новый подход к менеджменту).

 

В будущем нас ожидают новые тенденции в развитии платежей и методов совершения сделки в туризме.  Ещё одна сфера, нуждающаяся в новых решениях, — транспорт. Уже есть Uber, и специализированные транспортные компании тоже ощутят изменения потребительского поведения.