Что обязательно нужно сделать экспортеру, чтобы пройти таможню
Советы от сооснователя и совладельца четырёх компаний Андрея Бычковского о том, как заранее обезопасить себя от возможных проблем на таможне.
Выходя на международный рынок, предприниматель сталкивается со сложной проблемой — прохождением таможенного контроля. Это при торговле внутри Европейского союза сложностей должно быть по-минимуму — в ЕС нет таможенного контроля между странами. А если продавать из Украины в другие страны, особенно "третьего мира", могут возникнуть проблемы, к которым следует подготовиться заранее.
Удостоверьтесь, что товар соответствует требованиям желаемой страны-импортера
Таможенное законодательство стран Европейского союза отличается, у каждой страны есть свои тонкости. Италия закрыла свою территорию для перевоза товаров в третьи страны, а Литва требует заключение договора с местным полицейским конвоем на сопровождение алкогольного груза. И уже тем более продукция, которая считается абсолютно безопасной в Китае, может оказаться как минимум нежелательной для импорта в Германию. Например, гироскутеры, которые вошли в перечень опасных грузов — их литиевая батарея может самовоспламениться.
Кроме технических нюансов могут возникнуть и юридические сложности. Большинство сложных технических новинок или мелких деталей, даже провода или адаптеры, скорее всего уже защищены авторским и патентным правом в европейских странах. Потому ввоз и оригинала, и китайского аналога на территорию, скажем, Германии грозит судебным разбирательством и уничтожением груза.
Подготовьте все документы — таможенники редко прощают ошибки
Перед отправкой груза позаботьтесь о документах: торговых счетах, внешнеторговом договоре, транспортных накладных, разрешении на ввоз, лицензии, сертификатах качества и происхождения товара, документах контроля и других юридически заверенных бумагах. Все, что касается товара и гарантирует его легальность, должно быть собрано в единый пакет документов и подготовлено к проверке.
Конечно, предпринимателю может повезти, и, скажем, сертификат TÜV не потребуется. Но те же немецкие таможенники редко отходят от стандартного протокола досмотра и закрывают глаза не недочеты. Гораздо чаще груз без соответствующих документов просто отправляют на утилизацию.
Сопровождать груз должен человек, который знает язык страны назначения
Отправляя товар в другую страну, нужно банально суметь понять, о чем спрашивает контролер. Потому в экспедицию следует отправлять представителя фирмы со знанием языка или команду из нескольких человек, включая переводчика. Тогда прохождение границы займет меньше времени, а вероятность потерять контейнер из-за трудностей перевода сведется к нулю.
Учитесь дискутировать и искать компромиссы
Порой даже самый подготовленный груз останавливают на границе и отправляют на тщательный досмотр. Предпринимателю причина задержания может показаться несущественной, но для таможни ее будет достаточно для списания контейнера. В этом случае следует применить весь свой талант к коммуникациям, убеждениям и умению находить компромисс.
Владельцу груза придется тщательно изучить причину отмены транзакции и постараться уговорить таможенника избежать радикальных мер. Возможно, договоренность будет достигнута при условии частичного уничтожения груза, а может товар просто отправят обратно — главное не впадать в крайности и быть готовым пожертвовать малым ради сохранности ценного.
Приготовьтесь к тому, что нужно будет обращаться к юристу
Если по истечению двух с половиной месяцев таможня так и не согласилась пойти навстречу, стоит прибегнуть к услугам юристов. Эта мера считается крайней по двум причинам: во-первых, на этом этапе заканчиваются дипломатические отношения и надежды на легкое решение проблем, а во-вторых, помощь юристов международного права стоит очень дорого. Впрочем, когда речь идет о грузе, покупка или производство которого обошлось владельцу в крупную сумму, все легальные методы борьбы становятся приемлемыми.
Главное правило при транспортировке грузов — предусмотреть все нюансы и подготовить все документы перед отправкой товара. Сотрудники таможни работают по стандартному своду правил, и если проявить уважение, они не потребуют дополнительных проверок. Достаточно один раз сделать все правильно, отладить постоянный алгоритм доставки, и проблемы с прохождением границы не возникнут.
Андрей Бычковский, сооснователь компаний сувенирной продукции "Ленточка" и Сintapunto, бренда Airlips, совладелец стартапов Poptop.fm и Delfast.