6 стартапов, которые разрабатывают летающие автомобили
В начале 2000-х нам не оставалось ничего, кроме как стыдливо потупить голову перед грозными взглядами наших предков, ведь они мечтали о небе, а получили фильтры, сториз и 140 символов. Но наконец-то инвесторы и предприниматели одарили своим вниманием (и деньгами) летающие машины.
Ниже — 6 самых известных стартапов, которые занимаются разработками персонального летающего транспорта. Большинство из них находится в зачаточном состоянии: кто-то уже готов представить рабочий прототип, другие пока не пошли дальше презентации. Однако все без исключения располагают огромными надеждами и деньгами инвесторов.
Авиаперелеты — это дорого. Поэтому все эти стартапы пытаются сделать полеты более персональными, а главное — доступными. И это не обязательно будут летающие машины. Разрабатываемые проекты — это и мини-самолёты, и вертолёто-образные дроны, и легкие маневренные летающие платформы.
1. Kitty Hawk (и Zee.Aero)
Штаб-квартира: Маунтин Вью, Калифорния
Известное финансирование: $100 млн.
Ключевой инвестор: Ларри Пэйдж, со-основатель Google
Благодаря материалу, подготовленному Bloomberg в 2016-м, у нас есть информация о задуманном проекте Kitty Hawk и Zee.Aero. В 2013-м тестовые полёты именно этих компаний привлекли внимание к теме летающих машин, после чего новостей от них не было. Но важно одно — на воплощение своей затеи Ларри Пэйдж предоставил им $100 млн личных инвестиций.
Первый прототип проекта, в котором работает более 100 человек, был представлен в апреле 2017 года. Им стал летательный аппарат, работающий на электричестве и созданный специально для полётов над водой. Для его использования не требуется лётная лицензия, а освоить управление можно всего за несколько минут. Детали изобретения всё ещё неизвестны, но компания обещает выпустить готовый продукт к концу года.
2. Ehang
Штаб-квартира: Гуанчжоу, Китай
Известное финансирование: $ 52.9 млн.
Ключевой инвестор: GGV Capital, Oriental Fortune Capital, GP Capital
Китайская компания Ehang занимается выпуском квадрокоптеров для потребительского и коммерческого рынков. В феврале 2017 года она представила Ehang 184 — автономный пассажирский дрон, который, как предполагается, уже в июле приступит к обслуживанию населения Дубая.
Планируется, что за дронами будут присматривать с удалённых мониторинговых станций. Компания обещает, что их изобретение сможет перевозить пассажиров весом до 100 кг на расстояние почти 50 километров.
3. AeroMobil
Штаб-квартира: Братислава, Словакия
Известное финансирование: $12.7 млн.
Ключевой инвестор: LRJ Capital, правительство Словакии, Мартин Хауг (Martin Hauge), Патрик Хессель (Patrick Hessel)
Расположенная в Словакии AeroMobil — одна из немногих, кто разрабатывает именно летающий автомобиль. В конце 2014 года компания представила третью версию своего концепта, который и в воздухе, и на земле приводится в движение с помощью гибридно-электрической силовой установки. Такая система питания позволит автомобилю преодолевать более 600 километров по воздуху и земле.
Компании удалось выиграть грант от правительства Словакии, а также привлечь в 2017 году частные инвестиции. Предварительный заказ на AeroMobil можно оформить с апреля 2017-го. Стартовая цена — $1.3 млн.
4. Lilium Aviation
Штаб-квартира: Гильхинг, Германия
Известное финансирование: $ 11.4 млн.
Ключевой инвестор: Atomico, e42 Ventures, Франк Телен (Frank Thelen)
Lilium Aviation — это ещё один европейский стартап, который разрабатывает летающий автомобиль с возможностью вертикального взлёта и посадки. По сути он являет собой маленький реактивный самолёт на электротяге, сконструированный из лёгких композитных материалов. По замыслу разработчиков, он будет использоваться аналогично такси — эдакий небесный Uber, только разместится в нём смогут сразу 5 человек.
В декабре 2016 года стартап получил свой первый пакет инвестиций от Atomico, после чего начал проводить тестовые полёты над Германией.
5. Terrafugia
Штаб-квартира: Вобурн, Массачусетс
Известное финансирование: $5.8 млн.
Ключевой инвестор: не разглашается
Компания была основана в 2006-м и уже тогда открыла предварительные заказы на свой первый самолёт, названный Transition. Ее цель — создание автомобиля, который так же смог бы использоваться как лёгкий самолёт. В то время как Transition оснащается традиционным двигателем внутреннего сгорания, недавний концепт компании — TF-X — является самолётом с системой вертикального взлёта и посадки, напоминающем другие разработки автономных такси.
Планируется, что TF-X сможет преодолевать расстояния в 800 километров с максимальной скоростью в 320 км/ч. Автомобиль будет оснащаться бензиновым и электрическим двигателями мощностью 1 мВт. Тerrafugia уже принимает предварительные заказы по $10 000 за каждый из своих концептов.
6. Cartivator
Штаб-квартира: Тойота, Япония
Известное финансирование: $350 тыс.
Ключевой инвестор: Toyota Motor Company
Изначально Cartivator был всего лишь второстепенным проектом группы сотрудников Тойоты из 30 человек. Однако в мае 2017 года Тойота дала проекту своё благословение, выделив разработчикам $350 тыс. В данный момент разработка под названием SkyDrive представляет из себя только прототип. Сама же полномасштабная модель будет представлена уже в июле.
Тойота планирует, что их разработка зажжёт Олимпийский огонь на Играх в Токио в 2020-м.
Шумиха вокруг темы летающих автомобилей достигла сейчас максимального накала за последние 5 лет.
Разработкой собственных проектов уже занимаются такие гиганты, как Uber со своей программой Elevate, которая предполагает создание такси вертикального взлёта и посадки. Airbus со своим проектом Vahana тоже в тренде: компания делает ставку на модульные концепты типа земля-воздух.
Однако им ещё только предстоит преодолеть кипу инженерных задач и юридических проволочек.