Рейс MH17 сбил российский “Бук”: 4 главных тезиса из отчета независимых журналистов Bellingcat

17 июля 2014 года в Донецкой области российский зенитно-ракетный комплекс “Бук” сбил самолет Boeing 777. Никто не выжил - тогда погибло 298 человек. Группа Bellingcat вчера опубликовала результаты своего годового расследования трагедии.

Bellingcat - проект британского журналиста и блогера Элиота Хиггинса и еще восьми журналистов-волонтёров, которые анализирует открытые источники информации (спутниковые снимки и социальные сети) и на основании этих данных составляет правдивую картину войны.

Первые расследования Bellingcat были о войне в Сирии, а после катастрофы с самолётом группа занялась анализом войны в Украине.

Интервью Элиота Хигинса изданию Новое Время, в котором он рассказывает о лжи России и о своей деятельности, можно прочитать здесь.

В июле 2015 года Bellingcat и американская аналитическая организация Atlantic Council опубликовали совместный отчёт "Прячась у всех на глазах", в котором рассказывают об участии России в войне против Украины. Прочитать перевод отчёта на русский можно здесь.

А в этом Twitter-акаунте команда Bellingcat реконструирует события в день гибели самолёта на основании информации их соцсетей в тот день.

Вот 5 ключевых тезисов из отчёта, который вчера опубликовала группа Bellingcat.

1. Самолёт сбил российский "Бук"

Расследователи по фото и видео из соцсетей отследили его путь по России — от Курска до Миллерово — посмотреть его можно на этой интерактивной карте.

Сопоставив фото и видео из Украины и России, они определил конкретный "Бук" — его условно назвали "3х2" — это остатки полустёртого бортового номера. Кроме бортового номера на фото из обеих стран совпали погрузочные маркировки, белая краска на резиновом щитке гусеницы, обгоревший участок над выхлопной трубой и повреждения резиновых щитков над гусеницами.

 

Бук, который сбил МН17

Остатки бортового номера "3х2" 

Сравнение повреждений щитков гусениц на разных фото Бука

Сравнение повреждений щитков гусениц на разных фото "Бука"

Что же касается нахождения "Бука" в Украине, вот его примерный маршрут 17 июля 2014 года:

10:45: Выехал из Донецка на восток по Н21.

11:00 — 12:00: Проехал Зугрэс и Шахтерск по дороге на Торез по Н21.

12:00 — 12:45: Въехал  и проехал по Торезу (на восток).

13:00: Въехал в Снежное.

13:30 — 14:30: "Бук" выгружен с трейлера "Вольво" в Снежном; выехал из города своим ходом на  восток.

16:20: Сбитие MH17

2. "Бук" сделал залп с поля недалеко от города Снежное в Донецкой области

Это подтверждают фото, которые местные жители публиковали в соцсетях и анализировали эксперты, выезды журналистов на место события, спутниковые снимки и слова свидетелей.

 Свидетельства очевидцев гибели МН17

Место запуска ракеты из Бука

Место, откуда "Бук" сделал залп

3. "Бук" принадлежит 53-й зенитно-ракетной бригаде из-под Курска

Группа Bellingcat сумела установить личности водителей, которые могли транспортировать "Бук", и личности солдат, причастных к колонне, которая его перевозила. Эта информация, как и все результаты расследования, переданы Международной следственной группе, которая расследует трагедию.

4. Россия, обвиняя Украину в причастности к катастрофе, фальсифицировала доказательства

21 июля 2014 года Минобороны России провело пресс-конференцию, на которой представило 4 "доказательства" своей непричастности к трагедии. Вот они:

1) Видео от МВД Украины, где видно "Бук" в Луганске, якобы сделано в Красноармейске, который контролирует Украина.  

2) Самолёт якобы значительно отклонился от рейса.

3) На радаре рядом с МН17 якобы виден ещё один самолёт, который принадлежит украинским ВВС.

4) На основании спутниковых снимков утверждалось, что это украинский "Бук".

После анализа этих версий с помощью экспертов исследователи пришли к выводу, что ни одна из них не отвечает действительности — в процессе их подготовки Россия фальсифицировала схемы курса самолёта и спутниковые снимки.

Ещё одна попытка спихнуть вину на Украину — заявление российского концерна "Алмаз-Антей", который выпускает "Буки". По словам представителя концерна, в России с 1999 года не выпускают "Бук-М1", чья ракета могла бы сбить самолёт. Но на фото российской техники, которая направляется на границу с Украиной 16 августа 2014 года, видна маркировка ракет 9М38М1. И ракеты на видео 53-й бригады явно такие же. То есть слова "Алмаз-Антея" — ложь.

Выводы, которые делают авторы доклада, вполне однозначны: самолёт сбил российский "Бук", которым управляли российские солдаты, а все попытки обвинить в трагедии Украину или доказать, что Россия тут не при чем — ложь. Вот цитата из документа:

Исходя из приведенной выше информации можно заключить, что 17 июля 2014 г. ракетную установка "Бук" из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся под Курском, провезли по маршруту Донецк —Снежное. Затем она была сгружена с трейлера и доехала своим ходом до поля к югу от Снежного, где примерно в 16:20 вечера запустила ракету "земля-воздух", сбившую рейс 17 Малазийских Авиалиний, летевший над Украиной. Утром 18 июля ракетную установку "Бук" провезли по Луганску и далее через границу с Украиной.

Альтернативные сценарии, представленные Министерством обороны Российской Федерации и концерном "Алмаз-Антей" в лучшем случае глубоко ошибочны, а в худшем представляют собой намеренные попытки ввести общественность в заблуждение с помощью сфабрикованных доказательств.

Прочесть полный отчёт на русском языке можно здесь.