Рейс MH17 сбил российский “Бук”: 4 главных тезиса из отчета независимых журналистов Bellingcat
17 июля 2014 года в Донецкой области российский зенитно-ракетный комплекс “Бук” сбил самолет Boeing 777. Никто не выжил - тогда погибло 298 человек. Группа Bellingcat вчера опубликовала результаты своего годового расследования трагедии.
Bellingcat - проект британского журналиста и блогера Элиота Хиггинса и еще восьми журналистов-волонтёров, которые анализирует открытые источники информации (спутниковые снимки и социальные сети) и на основании этих данных составляет правдивую картину войны.
Первые расследования Bellingcat были о войне в Сирии, а после катастрофы с самолётом группа занялась анализом войны в Украине.
Интервью Элиота Хигинса изданию Новое Время, в котором он рассказывает о лжи России и о своей деятельности, можно прочитать здесь.
В июле 2015 года Bellingcat и американская аналитическая организация Atlantic Council опубликовали совместный отчёт "Прячась у всех на глазах", в котором рассказывают об участии России в войне против Украины. Прочитать перевод отчёта на русский можно здесь.
А в этом Twitter-акаунте команда Bellingcat реконструирует события в день гибели самолёта на основании информации их соцсетей в тот день.
Вот 5 ключевых тезисов из отчёта, который вчера опубликовала группа Bellingcat.
1. Самолёт сбил российский "Бук"
Расследователи по фото и видео из соцсетей отследили его путь по России — от Курска до Миллерово — посмотреть его можно на этой интерактивной карте.
Сопоставив фото и видео из Украины и России, они определил конкретный "Бук" — его условно назвали "3х2" — это остатки полустёртого бортового номера. Кроме бортового номера на фото из обеих стран совпали погрузочные маркировки, белая краска на резиновом щитке гусеницы, обгоревший участок над выхлопной трубой и повреждения резиновых щитков над гусеницами.
Остатки бортового номера "3х2"
Сравнение повреждений щитков гусениц на разных фото "Бука"
Что же касается нахождения "Бука" в Украине, вот его примерный маршрут 17 июля 2014 года:
10:45: Выехал из Донецка на восток по Н21.
11:00 — 12:00: Проехал Зугрэс и Шахтерск по дороге на Торез по Н21.
12:00 — 12:45: Въехал и проехал по Торезу (на восток).
13:00: Въехал в Снежное.
13:30 — 14:30: "Бук" выгружен с трейлера "Вольво" в Снежном; выехал из города своим ходом на восток.
16:20: Сбитие MH17
2. "Бук" сделал залп с поля недалеко от города Снежное в Донецкой области
Это подтверждают фото, которые местные жители публиковали в соцсетях и анализировали эксперты, выезды журналистов на место события, спутниковые снимки и слова свидетелей.
Место, откуда "Бук" сделал залп
3. "Бук" принадлежит 53-й зенитно-ракетной бригаде из-под Курска
Группа Bellingcat сумела установить личности водителей, которые могли транспортировать "Бук", и личности солдат, причастных к колонне, которая его перевозила. Эта информация, как и все результаты расследования, переданы Международной следственной группе, которая расследует трагедию.
4. Россия, обвиняя Украину в причастности к катастрофе, фальсифицировала доказательства
21 июля 2014 года Минобороны России провело пресс-конференцию, на которой представило 4 "доказательства" своей непричастности к трагедии. Вот они:
1) Видео от МВД Украины, где видно "Бук" в Луганске, якобы сделано в Красноармейске, который контролирует Украина.
2) Самолёт якобы значительно отклонился от рейса.
3) На радаре рядом с МН17 якобы виден ещё один самолёт, который принадлежит украинским ВВС.
4) На основании спутниковых снимков утверждалось, что это украинский "Бук".
После анализа этих версий с помощью экспертов исследователи пришли к выводу, что ни одна из них не отвечает действительности — в процессе их подготовки Россия фальсифицировала схемы курса самолёта и спутниковые снимки.
Ещё одна попытка спихнуть вину на Украину — заявление российского концерна "Алмаз-Антей", который выпускает "Буки". По словам представителя концерна, в России с 1999 года не выпускают "Бук-М1", чья ракета могла бы сбить самолёт. Но на фото российской техники, которая направляется на границу с Украиной 16 августа 2014 года, видна маркировка ракет 9М38М1. И ракеты на видео 53-й бригады явно такие же. То есть слова "Алмаз-Антея" — ложь.
Выводы, которые делают авторы доклада, вполне однозначны: самолёт сбил российский "Бук", которым управляли российские солдаты, а все попытки обвинить в трагедии Украину или доказать, что Россия тут не при чем — ложь. Вот цитата из документа:
Исходя из приведенной выше информации можно заключить, что 17 июля 2014 г. ракетную установка "Бук" из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся под Курском, провезли по маршруту Донецк —Снежное. Затем она была сгружена с трейлера и доехала своим ходом до поля к югу от Снежного, где примерно в 16:20 вечера запустила ракету "земля-воздух", сбившую рейс 17 Малазийских Авиалиний, летевший над Украиной. Утром 18 июля ракетную установку "Бук" провезли по Луганску и далее через границу с Украиной.
Альтернативные сценарии, представленные Министерством обороны Российской Федерации и концерном "Алмаз-Антей" в лучшем случае глубоко ошибочны, а в худшем представляют собой намеренные попытки ввести общественность в заблуждение с помощью сфабрикованных доказательств.
Прочесть полный отчёт на русском языке можно здесь.