Совок в головах: «поводы гордиться Украиной», к которым мы не имеем отношения

Традиционные обзоры того, чем гордится Украина, которые СМИ бездумно готовят ко Дню Независимости, включают в себя кучу советских заводов, оружия и самую глубокую станцию метро. Проблема в том, что не мы эти поводы создали, не нам ими гордиться.

Самый большой самолет, лидер ракетостроения "Южмаш", крутые анимационные фильмы — вот малая часть списка "поводов гордиться Украиной". Но многое из этих списков создал Советский Союз или даже Российская Империя. Заводы обслуживали имперские потребности, а не украинские. За 25 лет страна не может похвастаться серьёзными научными и промышленными достижениями. Максимум — возрождением раздерибаненного. 

Мы собрали примеры мнимых поводов для гордости. В основном это промышленные предприятия. Их судьба сложилась по-разному: какие-то сейчас успешно работают, другие почти стали банкротами. Но их объединяет то, что Украина не имеет отношения к их созданию. И их регулярно, словно предмет обожания для фетишиста, вытаскивают из запасников "украинских достижений", по поводу и без.

Авиазавод "Антонов" возродился только после Революции Достоинства

"Антонов" обеспечивал СССР военно-транспортными самолетами и пассажирскими лайнерами, выпустив 2,5 тысячи самолетов и 3 тысячи "кукурузников". Кроме того, на заводе строили опытные образцы техники.

После распада СССР завод стал выпускать троллейбусы. Самолеты если и строили, то поштучно. Предприятие все больше зависело от российских комплектующих и рынка — полноценный цикл производства в Украине так и не создали.

Уже после революции власти обратили внимание на завод — он заключил контракты на поставку 60 самолетов и подписал договор о намерениях с компаниями из Саудовской Аравии и Германии — они собираются строить авиазавод в арабском королевстве.

Самый большой самолёт в мире существует в единственном экземпляре ещё с советских времен

Еще один авиационный символ Украины — "Мрія", самое большое и тяжелое воздушное судно в мире. Самолет весит 600 тонн и поднимает 200 тонн груза. Чтобы представить его размеры, смотри фотопанораму самолёта изнутри.  

Создали его в 1988 году не для перевозки грузов, а как транспорт для космических челноков. Тогда же начали строить и второй самолёт. После 1991 года о самолетах забыли на десятилетие. И если о первой "Мрие" в начале 2000-х вспомнили и переделали в коммерческий транспорт, то на достройку второго самолёта не хватает 300 миллионов долларов. 

 

Ан 225 Мрия

Ан 225 "Мрія". Фото Alex Beltyukov

Завод "Мотор Сич" зависит от России

Во времена СССР запорожское предприятия было одним из главных производителей авиамоторов. С 1953 года производит самолетные двигатели, позже к ним добавились моторы для вертолетов. Запорожские двигатели ставили на боевые вертолеты самых распространенных серий "Ми" и "Ка". Благодаря такой популярности "Мотор Сич" благополучно пережил распад СССР. В 2014 году предприятие получило полтора миллиарда гривен прибыли и дало работу 26 тысячам людей. Завод производит 32 вида двигателей и сохраняет стратегическое значение.

Правда, есть один нюанс. "Без украинских двигателей РФ не сможет строить вертолеты" — круто звучит, да? Вот только Украина в этом деле тоже зависит от России. Мы не производим готовые вертолеты, только двигатели. Это такое наследие советской экономики: предприятия одного цикла были разбросаны по всему Союзу. Раньше Украина разницы не замечала, ведь РФ была партнером. Теперь потеря связей с РФ грозит "Мотор Сичи" убытками. Внутри страны покупать двигатели некому. Найти альтернативные направления сбыта сложнее, хотя и возможно.  А вот закупать вертолеты для нашей армии негде. Ведь Украина не строила собственную авиапромышленность, а помогала делать это другим.

В 2014 году российские СМИ сообщили, что "Мотор Сич" рассматривает возможность перенести производство в Россию или другую страну.Руководитель завода, "регионал" Вячеслав Богуслаев утверждал, что переносить завод не планирует, но поставлять продукцию в Россию все равно будет, несмотря на запрет — есть лазейки, которые позволяют это делать. 

Мотор Сич

"Киевнаучфильм" — забытая легенда анимации

О самой студии вспоминают редко, зато ее мультфильмы до сих пор остаются популярными. Серия мультфильмов о казаках, "Остров сокровищ" и "Доктор Айболит" — лишь часть творений киевской студии. "Киевнаучфильм" заработал в 1959 году и в среднем за год выпускал 400 фильмов. Среди них было и научно-популярные, и пропаганда, но славу студии принесли именно мультфильмы. "Киевнаучфильм" делал не только анимацию для детей, а и приключенческие комедии вроде "Капитана Врунгеля" и "Энеиды". В конце 80-х студия начала делать анимацию "для взрослых" — например, экранизировала рассказ Стивена Кинга "Поле боя".

В 90-х годах приключенческие мультфильмы стали популярными во всем мире, а "Киевнаучфильм" остался "не при делах" даже на украинском уровне. Пока в США зарабатывали на мультиках миллионы долларов, украинцам оставалось ждать поддержки государства и переводить импортную анимацию. Первый полнометражный мультфильм в Украине появился в конце 2014 года. Но чтобы украинская анимация ожила и приносила доход, нужно снимать мультфильмы непрерывно.

Мультик Казаки

Завод "Южмаш" — от ядерного оружия … к троллейбусам

С момента основания в 1951 году завод называли "фабрикой страха", ведь "Южмаш" производил баллистические ракеты с ядерными боеголовками. В Днепропетровске собирали 13 моделей боевых ракет, а их количество до сих пор остается тайной.  До 1991 года мирная техника оставалась побочным продуктом.

Украина от ядерного оружия отказалась, и завод перешел к выпуску ракет-носителей. За время независимости "Южмаш" совершил 122 успешных пуска и вывел на орбиту 238 космических аппаратов разных стран мира. Украина фактически отказалась от освоения космоса, поэтому главным заказчиком "Южмаша" стала … угадал, Россия. И если в 2011 году российские заказы принесли предприятию 1,7 миллиарда гривен, то в 2014 — только 28 миллионов. У "Южмаша" возник 700-миллионный долг и предприятие оказалось на грани закрытия.

Сейчас завод выпускает гранатомёты и троллейбусы.

Завод  имени Малышева — создан в Российской Империи

Основан в 1895 году, был одним из самых больших паровозостроительных заводов империи. Также строил двигатели, сельскохозяйственную и угледобывающую технику, тракторы, танки и тягачи. Завод выпускал все виды основных боевых танков СССР, около тысячи танков за год, а еще 500 машин ремонтировал. В отличие от многих советских предприятий, харьковский завод способен строить полноценную бронетехнику, а не отдельные детали.  Но Украине в 1990-х годах было не до танков, и за 23 года он передал ВСУ только 85 танков "Булат". Но это не новая машина, а модернизация советского танка Т-64.

Даже несмотря на экспорт, завод не мог выплатить зарплату сотрудникам. Чтобы погасить долги, пришлось продать часть зданий, но предприятие все равно оказалось на грани банкротства.

После начала войны завод имени Малышева получил заказы, рабочие трудятся в 3 смены за хорошую по харьковским меркам зарплату — 6 тысяч гривен. Но из-за равнодушия государства предприятия до этого времени могло не дожить.

танк Оплот Завод имени Малышева

Танк "Оплот" производства завода имени Малышева. Фото Victor Dashkiyeff

Крюковский вагоностроительный завод — украинский ответ "Хюндаям"

Завод производит вагоны с 1924 года, а в 2006 году построил первый украинский поезд метро. На внутреннем рынке компании стало тесно, и завод начал экспорт в традиционном для Украины 2000-х годов направлении — в Россию. Правда, в 2013 году она начала очередную "торговую войну", и кременчугские вагоны попали под запрет. Завод понес убытки и перешел на двухдневный режим работы. За три квартала 2015 года выпуск вагонов упал на 83%. Найти замену российскому направлению компания пока не может. Украина была бы для Крюковского завода идеальным рынком: 70% вагонов метро и 86% пассажирских вагонов изношены.  Чем не повод дать заработать украинскому предприятию и заодно заменить устаревшие вагоны?

Самая глубокая станция метро — "Арсенальная" — традиционный повод для гордости киевлян

Её глубина — 105,5 метров. Появилась станция одной из первых — в 1960 году. Если верить городским легендам, "Арсенальную" сделали такой глубокой, чтобы скрыть расположенные под ней бомбоубежища для партийной элиты. В остальном — обычная станция, только долго спускаться на эскалаторе.

В советские времена построили большую часть киевского метро, во времена независимости открыли 14 станций, но все они — на существующих трех линиях. Но до сих пор целые районы, например, Соломенка или Троещина, остаются без подземки. Новые линии метрополитена существуют только на бумаге, а "метро на Троещину" давно превратилось в местный мем. Его обещают "вот-вот построить" еще с девяностых, но когда все-таки начнут копать, а не обещать — загадка.

метро Арсенальная

Вестибюль между эскалаторами на "Арсенальной". Фото AMY

Радиолокационная станция "Кольчуга" — может, еще понадобится Украине

Станция засекает воздушные и наземные цели, поэтому полезна и в противовоздушной обороне, и для слежения за наземными целями.  

Сначала над проектом работал Курский военный институт ГРУ. Позже разработку передали донецкому заводу "Топаз", который и создал комплекс. До развала СССР успели построить около 70 "Кольчуг".

В начале этого года "Укроборонпром" пообещал возобновить производство станций.

Кольчуга РЛС

РЛС "Кольчуга". Фото Allocer 

 

После распада СССР Украиной стали править те, кто рассматривал её как инструмент личного обогащения. Быстро распилить завод на металл, пока никто не успел понять, что происходит, продать металлолом, разворотить лес ради янтаря — это наши правители умеют. Создать завод и дать людям рабочие места — может и умеют, но не хотят. Это ведь о других думать надо … А прибыль будет только через несколько лет. В общем, "не выгодно".  

Хотя нельзя сказать, что в Украине за годы независимости не создали ничего крутого. Есть "Богдан", есть завод "Интерпайпа", трамвай "Электрон", стадионы к Евро-2012… Но таких примеров удручающе мало. Поэтому мы инстинктивно цепляемся за то, к чему не имеем отношения. Может хватит уже жить прошлым? Пришло время наконец создать свою десятку и даже больше поводов для гордости.