Почему смайлики в рабочих письмах — это признак некомпетентности

В жизни улыбка может сгладить многие проблемные моменты при социальном взаимодействии. Улыбающиеся люди выглядят более приятными, дружелюбными и честными. В расчете на подобный эффект мы ставим смайлики в своих деловых письмах, но воспринимаются ли они так же?

Новые исследования показывают, как наличие смайликов в имейлах влияет на первое впечатление о собеседнике.

Может ли эмоджи заменить настоящую эмоцию

Люди часто используют смайлики в текстах, электронных письмах, в чатах для компенсации отсутствия невербальных сигналов, таких как выражение лица, жесты и тон голоса. Это важные детали, без которых часто возникает недопонимание между ведущими переписку собеседниками.

 

Но оказывают ли смайлики на людей такое же влияние, как и настоящие живые эмоции? Даст ли смайл в письме тот же эффект, что и улыбка во время офлайнового разговора? Или смайлы воспринимаются как проявление непрофессионализма и ребячества? Последние исследования дают ответ на вопрос, как влияют смайлы на первое впечатление о дружелюбии и компетентности собеседника в рабочих условиях.

 

Элла Гликсон и ее коллеги из Университета Бен-Гуриона рассмотрели этот вопрос в новой публикации, опубликованной в "Social Psychological and Personality Science". Они провели три исследования, во время которых участники читали краткие сообщения и оценивали автора этих сообщений по двум признакам:

 

1. Теплота: те, кого считают "теплыми", воспринимаются как честные и заслуживающие доверия люди, с которыми вы могли бы делиться своими надеждами, мечтами и рассказывать о своих проблемах.

 

2. Компетентность: те, кого считают компетентными, воспринимаются как более трудолюбивые, мотивированные и преданные своей работе.

Первый тест на восприятие

В первом исследовании приняли участие 206 студентов из Амстердамского университета. Их попросили представить себе работу над проектом с тремя товарищами по команде. Каждый участник получил сообщение от товарища по команде, которое включало одну из четырех различных эмоциональных презентаций: фотографию лица с нейтральным выражением, фотографию с улыбкой, текстовое приветствие без смайликов или текстовое приветствие с двумя эмоджи.

 

Результаты показали, что человек с улыбкой на лице воспринимался как более "теплый", чем партнеры с нейтральным выражением лицом или те, кто посылал только текстовые сообщения. Таким образом, настоящая улыбка оказывает большее влияние, чем смайлик. Тем не менее текстовое сообщение, содержащее смайлики, воспринималось немного "теплее", чем сообщение, в котором не было смайликов.

 

Однако, когда дело дошло до оценки компетентности, результаты были совершенно другими. Люди с улыбкой на фото были оценены, как более компетентные, чем люди без улыбки. А вот для текстовых сообщений все было наоборот — наличие смайликов значительно снижало уверенность в компетентности собеседника.

Подтверждение результатов

Для второго исследования были привлечены онлайн сто взрослых участников. На этот раз наличие смайлов не повлияло на восприятие "теплоты", но значительно снизило восприятие компетентности и желание поделиться информацией о себе (этот момент отслеживался по количеству слов в ответных сообщениях).

 

Оба исследования показали, что, скорее всего, использование смайликов окажет минимальное влияние на то, насколько хорошо будут люди о вас думать, зато сильно пошатнет их уверенность в вашей компетентности.

 

Но действительно ли смайлы всегда оставляют ощущение непрофессионализма, или все зависит от контекста?

Чтобы выяснить это, было проведено третье исследование, в ходе которого участники читали сообщения от коллег из отдела по работе с персоналом или тимбилдинговым мероприятиям.

 

Результаты, ожидаемо, показали, что участники оценили текст со смайлами как менее подходящий для работы, чем простое текстовое сообщение. В полном соответствии с первыми двумя исследованиями, смайлики создали впечатление меньшей компетентности, но не повлияли на восприятие "тепла" в отношениях, связанных с работой. Однако, когда сообщение было о корпоративном мероприятии, смайлики положительно повлияли на впечатления о "тепле" и не повлияли на впечатление о компетентности.

Такой эффект был частично вызван разницей в восприятии участниками проекта уместности эмоджи.

В чем же отличие

Одной из причин, по которой смайлики могут вызывать другое впечатление, чем эмоции в реальности, заключается в том, что они являются очень заметной и привлекающей внимание деталью сообщения. Люди часто улыбаются при общении, но эти улыбки вписываются в разговор естественным образом. Даже специально изображенная улыбка на фотографиях, скорее всего, будет воспринята как само собой разумеющееся. В свою очередь смайлик — это очевидное желание создать впечатление во время общения. Когда вы читаете имейл, содержащий смайлик, вы предполагаете, что автор этого письма принял сознательное решение его туда вставить. И именно эта деталь воспринимается как непрофессионализм.

 

Стоит отдельно отметить, что во всех исследованиях участники сформировали впечатления о незнакомцах, опираясь исключительно на их имейлы. Иногда общение начинается с смс, электронной почты или другого онлайн-взаимодействия. Но большинство писем и текстов являются частью гораздо более обширной модели общения между людьми. Поэтому, хотя эти результаты могут описывать первые впечатления, сделанные по тексту, не стоит на них опираться в ситуациях с более широким спектром взаимодействия.

 

В первую очередь это исследование показывает, что вам нужно тщательно обдумывать использование смайликов. В дружеском или даже в свободном общении на работе они могут создать положительное впечатление. Смайлики также служат другим коммуникационным целям, так как они могут помочь вам прояснить ваши намерения в электронных письмах и текстовых сообщениях. С другой стороны, в отличие от реальных улыбок, смайлики можно считать неуместными в формальных условиях.

 

Продолжайте использовать эти смайлики в своих дружеских переписках, но избегайте их в ваших рабочих сообщениях.

 

via

Понравилось? Лайкни нас на Facebook