Инфографика дня: две сотни ошибок, которые мы совершаем из-за стереотипов и предубеждений

В одной инфографике собраны все ошибки в поведении, восприятии информации и мышлении, которые мешают нам быть объективными.

Когнитивное искажение — это отклонение в нашем поведении, образе мышления, умении анализировать и делать выводы. Это ошибки в реальной картине мира, которые случаются из-за традиций, стереотипов, моральных травм, предубеждений или в результате эволюции. Эти искажения создают нашу "субъективную реальность" — то, как мы воспринимаем мир.

 

На инфографике ниже представлены почти две сотни искажений, сгруппированные по категориям. Если знать хотя бы часть из них, можно лучше понимать свои действия в тех или иных ситуациях, а также более рационально относиться к жизни.

 

Прочитать описание многих искажений можно в этой статье. Мы опишем только некоторые из них.  

 

Чтобы посмотреть инфографику в полном размере, кликни по ссылке (осторожно, большая картинка!)

когнитивные искажения

Когнитивные искажения

Гораздо легче замечать изъяны в других людях, чем в себе

Этому способствует эффект слепого пятна когда человек не способен замечать у себя когнитивных искажений, что и есть когнитивным искажением. Или наивный реализм — когда человек убежден, что реальность — это то, что он лично воспринимает при помощи своих органов чувств, и всё то, что он думает и знает о мире.

 

Пример: твой друг говорит тебе: "Какой вкусный бургер", а на твою фразу, что он на самом деле так себе, ты тут же слышишь: "Не может быть, ты, наверное, ел какой-то другой бургер". Твой друг — наивный реалист. Он уверен, что бургер очень вкусный, потому ему было вкусно.

Смешные и странные явления привлекают внимание больше, чем обычные

Мозг склонен завышать важность чего-то необычного и преуменьшать важность ожидаемой, рядовой информации. Так работают эффект причудливости и эффект юмора.

 

Пример: ты зашел на выставку современной живописи, там было много интересных картин, но одна была нарисована расплавленным молочным шоколадом с орехами, которым художник выстрелил в холст из пушки. Это смешно. Кроме этого, у художника жуткая аллергия на орехи, что добавляет смертельной опасности процессу творения. И это странно. Поверь, именно об этой картине ты расскажешь друзьям или знакомым, которые спросят, что было интересного на выставке.

Мы выбираем более привычные и простые для понимания задачи, а не сложные и необычные

Закон тривиальности говорит о том, что люди склонны решать более простые и мелкие задачи, а не те, которые решить сложнее.

 

Пример: если у тебя в списке дел на день будет звонок другу, поход в магазин и изучение принципов работы ракетных двигателей, то ты, скорее всего, позвонишь другу. Возможно, по дороге в магазин. А ракетные двигатели оставишь на потом.

Люди склонны редактировать и усиливать воспоминания после случившихся событий

Парамнезия расстройства и нарушения памяти, которые влияют на наши воспоминания, а точнее, заставляют путать время событий, думать, что события, о которых мы читали или слышали, происходили с нами, или же сомневаться в том, приснилось нам событие или мы действительно в нем участвовали.

 

Пример: ты уверен, что был на вечеринке, о которой тебя спрашивают, но в действительности, тебе о ней рассказал друг. Ты не помнишь конкретной даты и обстоятельств, при которых там оказался, но со слов друга запомнил точные детали некоторых событий, потому тебе очень легко представить, что ты там точно был.

Мы переоцениваем то, насколько заметны для окружающих

В этом нам помогают такие когнитивные искажения, как, например, эффект прожектора.

 

Пример: когда в примерочной ты думаешь, что все будут обращать внимание на твою одежду, это и есть эффект прожектора. Мы автоматически считаем, что наше поведение или внешний вид будут привлекать внимание окружающих, нас все будут обсуждать, будто на нас светит какой-то прожектор — отсюда этот эффект и получил название. Хотя на самом деле большинству плевать. Ты вообще никогда больше не встретишься с 95% людей, с которыми пересёкся на улице. Мы не так сильно заметны другим людям, как нам кажется.

Мы дополняем пробелы в информации на основании обобщений или прошлого опыта

Одним из когнитивных искажений, касающихся такого поведения, является эффект присоединения к большинству. Чем больше людей выбрали определенную точку зрения, тем больше людей её поддерживают. Чем больше людей носят определенную одежду или ведут себя определенным образом, тем популярнее эта одежда и стиль поведения.

 

Пример: на выборах многие голосуют за того кандидата, которого поддерживает большинство. Чем больше людей в очереди за новым айфоном, тем больше людей тоже хотят его получить.

Мы склонны упрощать числа и вероятности, чтобы о них было легче думать

Существует такой шутливый философский принцип — закон Мёрфи, который мы привыкли называть законом подлости. Он гласит, что если что-то плохое может произойти, то это обязательно произойдет. Нам так проще воспринимать вероятность каких-то событий, чем просчитывать, что действительно может произойти, а что нет.

 

Пример: со слов людей, которых дельфины спасли от смерти, мы знаем, что дельфины хорошие и спасают людей. Но мы не слышали ни одной истории от людей, которых дельфины утащили от берега в море. То же самое происходит в ситуации, когда успешный предприниматель рассказывает, как ему удалось стать успешным. Но никто из бездомных попрошаек не рассказывает со сцены, как его стартап провалился.

Чтобы действовать, нам важно знать, что мы можем что-то изменить и что наши действия важны

Одним из когнитивных искажений, которое стало нормой в обществе, является отклонение в сторону общественного одобрения. Когда ты пытаешься показать себя с хорошей стороны, потому что так принято в обществе.

 

Пример: бабушка в метро тащит тяжеленную тележку вверх по ступенькам и тебе, в общем-то, нет до этого дела, но ты оказался единственным человеком, способным ей помочь в данный момент. Если ты ей поможешь, то окружающие одобрят твои действия. Если же ты не поможешь, то о тебе могут плохо подумать. И ты  решаешь помочь. Потому что так принято в обществе.

Когнитивные искажения не всегда вредят

Например, иногда они помогают быстро принимать решения, когда важна скорость реакции, а не точность. Но есть искажения, из-за которых мы неправильно оцениваем последствия, "вспоминаем" навязанные нам мысли, переоцениваем себя. Привычка рыбаков переоценивать улов, которая уже стала предметом анекдотов, это не просто необъяснимое желание самоутвердиться, это одно из когнитивных искажений — эгоцентрическое искажение. А гороскопы основаны на эффекте субъективного подтверждения — мы склонны переоценивать точность созданных якобы специально для нас прогнозов и описаний, хотя на самом деле эти прогнозы достаточно общие, их можно применить к большому количеству людей.

  

Но в общем эти искажения влияют на качество нашей жизни, и многие из них — отрицательно. Понимая их природу и распознавая их в себе и в других людях, ты можешь предостеречь себя от многих проблем и ошибок. Ты можешь понять, как мыслит твой собеседник, телеведущий, политик, каковы его убеждения и по каким причинам он делает или говорит определенные вещи.

 

via

Понравилось? Лайкни нас на Facebook