Город создан для пешеходов, а не авто. Чему Львов может поучиться у Барселоны

Архитектура, история и культурные события Львова привлекают туристов из Украины и Европы. Но есть и темная сторона города, которая мешает в полной мере насладиться его аутентичностью. Автотранспорт.

Если не учитывать место, занятое машинами, то останется не так много пространства для людей. Даже в условно-пешеходном центре жители и туристы проигрывают бой за территорию.

Львов — не первый европейский город, который столкнулся с проблемой адаптации средневековых узких улиц к потребностям его современных жителей. Возможно, Барселона может поделиться решением.

С чего все начиналось: переустройство Барселоны и Львова в 19 веке

В 19-м веке Барселона пыталась уместиться в пределах средневековых стен. Но места катастрофически не хватало — город был так плотно застроен, что жители нижних этажей не видели неба. Такой-себе европейский Чикаго.  

Правительство снесло стены в 1844-м году и поручило Ильдефонсу Серда разработать план застройки нового города. Тогда никому неизвестный каталонский архитектор стал спрашивать мнение горожан и изучать недостатки города. По результатам своих исследований он написал книгу "Общая теория урбанизации", лучшей иллюстрацией к которой стала сама Барселона.  

 

старинная карта берселона

Барселона после переустройства

 

В это время Львов, в составе Австро-Венгерской империи, походил на другие развитые европейские города. Стены не помешали активной застройке. Так, например в 1861 году достроили железнодорожный вокзал на нынешнем месте. А в 1894 году пустили первый конный трамвай от него до Арсенала.

 

старинная карта Львова

Львов, 1890 год

21-й век: революция городской экологии

Почти два столетия спустя еще один каталонский мечтатель от урбанистики задумал новую революцию.

Сальвадор Руэда, глава Администрации городской экологии Барселоны, запланировал ее 30 лет назад. И только сейчас "самый радикальный мэр в мире" по версии The Guardian, Ада Колау, позволила воплотить ее в жизнь.

К 2020 году планируется закрыть до 70% общественных дорог и отдать их пешеходам.

В основе проекта — "суперкварталы": девять, не обязательно, но желательно именно девять, кварталов, объединенных в один пешеходный остров. Идея состоит в том, чтобы закрыть такие острова для транзитного трафика, пуская только скорые, такси, машины инвалидов и коммерческих перевозчиков для разгрузки-погрузки товара со скоростью не более 10 км/ч. Улицы, оказавшиеся на периферии суперблока, в будущем будут заасфальтированы шумоподавляющим покрытием, а выходящие на них фасады домов получат усиленные стеклопакеты за счет мэрии.

Мэрия планирует снизить число автомобилей на 21%.

Этот безумный, на первый взгляд, план Сальвадор планирует осуществить, пересадив жителей Барселоны на велосипеды и общественный транспорт.

 

Суперкварталы Барселоны

Суперкварталы: до и после. Источник: bcnecologia

Больше общественного транспорта

В Барселоне автобусы  обслуживают 16 маршрутов, среднее время ожидания — 14 минут. В будущем планируется 28 линий и сокращение ожидания до 4–5 минут. Стоит отдельно упомянуть метро Барселоны, которое неоднократно называлось самым красивым и современным в мире.

Во Львове метро нет и не планируется.  Население, которого почти в 3 раза меньше, чем в Барселоне, перевозят трамваи, троллейбусы и автомобильный транспорт. При этом добраться до большинства жилых массивов вокруг центра можно только на маршрутках. Неудобном, дорогом и устаревшем виде транспорта, который давно требует реформ и замены. 

По статистике 2015 года, автомобильным транспортом пользовалось 55% населения. троллейбусом — 15%, трамваем — 30%.

Среднее время ожидания автобусного транспорта 18 минут, но часто из-за пробок ожидание растягивается. Выделить полосы для автобусов в центре Львова не позволяют узкие улицы, заставленные машинами. Трамваи часто стоят по тем же причинам.

Больше велосипедов

Велосипедная инфраструктура — это то, что развито во Львове лучше всего. Как и в Барселоне, здесь планируется проложить 300 км велодорожек до конца 2020 года. На данный момент построено около 100 км, правда многие из них не соединены друг с другом, либо ведут в никуда.  

Во Львове первым в Украине открылся прокат велосипедов по франшизе Next bike, абонемент действует еще в 15 странах. Количество велосипедов ограничено 5 станциями, зато аренда доступна всем, в то время как Bicing в Барселоне закрыт от туристов.

 

велопрокат Львов

Источник: sutp.org

Меньше частного транспорта

В Барселоне 600 тысяч автовладельцев, всего машинами пользуется около миллиона человек. Судя по статистике, зарегистрированных во Львове автомобилей не так много: около 200 тысяч единиц. Но добавьте четыре вида наземного общественного транспорта, тысячи машин с иностранными номерами, туристические автобусы, доставку продуктов, приправьте это недостатком оборудованных паркомест — и получите хроническую непроходимость на дорогах и стихийную парковку на всех доступных участках. Львовяне привыкли к своим машинам и обязательно должны доехать прям под нужные двери и поставить там авто, даже если это будет на голове у пешехода.

 

Сравнение Львова и Барселоны

 

Стоимость парковки в центральной части Львова составляет в среднем 8 гривен за час, для жителей пешеходной части — 1 гривна. Почти половину забирают себе "сборщики" .

В Барселоне планируют оставить минимальный тариф 2-2,5 евро в час, около 60 гривен,  для жителей пешеходных островов, для остальных повысить.

Цена революции

В плане Сальвадора есть и недостатки. Например, стоимость. По предварительным расчетам,  15 млн евро на закрытие и переоборудование пешеходных островов, новая автобусная сеть — 12 млн евро, и еще 32 млн евро на велодорожки.Всего получается 60 млн евро. При этом бюджет Барселоны на человека почти в два раза превышает львовский.

бюджет Львова

Расходная часть бюджета Львова на 2016 год. Источник: сайт львовского горсовета

Недовольные возмущаются, а другие города повторяют опыт Барселоны

Но ругаются на новый план в основном частные предприниматели, которые не хотят перевозить свою продукцию на велосипеде, и заядлые автолюбители, которые приросли к рулю.

Можно поспорить, что легко планировать районы по 9, когда карта твоего города выглядит, как миллиметровка. Но Руэда утверждает, что план можно приспособить под любое градоустройство. Более того, в другом каталонском городе эта система уже работает с 2008 года.

Город Витория Гастейс — административный центр Страны Басков, закрыл центральную часть от машин совсем, забрал парковки и дороги, засадив весь город зеленью . Говорят,  это хорошо влияет на самочувствие людей. Европейская комиссия подтверждает.

 

Опыт Барселоны и многих других городов, где городское руководство в первую очередь думает о жителях, отлично подходит для Львова. Например, закрыть для транспорта не только туристический центр, оборудовать парковочные места, увеличить стоимость парковки, заменить маршрутки на удобные автобусы, уменьшить шум, выбросы углекислого газа, количество ДТП.

Сальвадор Руэда, как когда то Ильдефонс Серда, меняет само восприятие урбанистического пространства. Укрепляет права горожан на мобильность, чистую экологию и сохранение исторического наследия.

Стоит всегда помнить главное правило любого мэра: город для его жителей, а не машин.