Увольнять, нельзя оставить: 3 типа сотрудников, от которых больше вреда, чем пользы

Есть три типа сотрудников, в отношении которых все запятые уже расставлены. Ущерб от их деятельности в компании больше, чем возможные выгоды от их профессионализма.
Если вы узнали себя - возможно, еще не поздно исправиться.

У владельца компании не так много времени, чтобы лично общаться с каждым сотрудником. Обычно команду набирают по профессиональным, а не личным качествам.

Со временем оказывается, что пара-тройка сотрудников приносят больше проблем, чем все остальные, вместе взятые. Кроме того, они разрушают команду — и компанию — изнутри. Если перевоспитать таких работников не получается — лучше уволить их поскорее, чтобы сохранить атмосферу в коллективе.

1. Интриганы и сплетники

Если в вашем офисе таких нет — вам повезло. Они живут так, будто снимаются в реалити-шоу. Им нравится сталкивать людей лбами, а потом наблюдать за конфликтом. Менеджер раз за разом решает конфликты между сотрудниками, снова и снова обнаруживая, что у истоков ситуации стоит единственный человек. Кто-то что-то сказал о другом коллеге, кто-то отозвался о подчиненном в негативном тоне... Так или иначе, именно руководителю приходится выступать арбитром между конфликтующими сторонами.

Искусственно созданные на ровном месте конфликты мешают нормальной работе. Особенно в тех случаях, когда разрушительная деятельность сплетников направлена на менеджмент. Едкие комментарии в адрес руководства "за глаза" подрывают доверие к компании и разрушают налаженные схемы работы.

Справиться с интриганами не так просто. Большая часть их "деятельности" связана с людьми и отношениями. Можно запретить сплетни на уровне корпоративной политики, но проверить выполнение указаний практически нереально — как и уволить такую особу "за нарушение стандартов". К тому же, попытка проверить, не сплетничают ли в команде о ком-то подорвет доверие к руководству и без всяких интриг — у сотрудников появится ощущение, будто за ними следят.

Вместо этого стоит документировать каждый случай, когда причиной конфликта стал конкретный человек. Если "профилактическая беседа" не исправит ситуацию — лучше уволить сплетника, как бы хорошо он ни справлялся со своими обязанностями. Возросшая эффективность других членов команды сполна компенсирует потерю одного сотрудника.

2. Жертва

Одна из самых сложных для руководителя задач — научиться управлять теми, кто постоянно изображает из себя жертву. "Жертвы" не берут на себя ответственность за собственные поступки — всегда оказывается виноват кто-то другой. У них всегда есть оправдание. Хуже другое: видя такое поведение, другие сотрудники могут перенять психологию и тактику "жертвы", и через полгода вместо одного проблемного человека в команде у вас будет квалифицированный коллектив жалобщиков.

То же касается болезненных сотрудников. Конечно, никто не застрахован от сезонных эпидемий, а у некоторых людей действительно есть серьезные проблемы со здоровьем, и это не повод отказывать им в работе. Но если сотрудник каждый месяц берет больничный на 2 недели — это повод хотя бы попросить у него справку от врача, чтобы удостовериться в наличии заболевания.
Вряд ли ваши сотрудники в восторге от необходимости делать всю работу за постоянно отсутствующего коллегу. Лучший метод избежать таких проблем — четко прописать в правилах компании, что после определенного числа пропусков сотрудник обязан предъявить медицинскую справку о причинах отсутствия на рабочем месте.

Поговорите с сотрудником, и предупредите, что за немотивированные прогулы возможно наказание — вплоть до увольнения. Если он не исправится, смело увольняйте. Фактически, у вас и так не было сотрудника.

3. Бунтарь без причины

Некоторым людям нравится нарушать правила просто ради того, чтобы нарушать правила. Если дресс-код не допускает футболки с надписями — сотрудник обязательно будет надевать такую при каждом возможном случае. "Правила" для них звучит как "тотальный контроль".

Попробуйте перевести их активность в полезное русло. Зачастую бунтари — люди с нестандартным мышлением, первооткрыватели, которым скучно следовать раз и навсегда установленным нормам. Возможно, они окажутся полезными в другом отделе вашей компании.

В других случаях психология бунтаря делает таких людей совершенно неспособными к взаимодействию. Они не слушают ни советов, ни инструкций. Для них важнее сделать все по-своему, чем получить результат.

С одним таким человеком в коллективе можно смириться. Проблема в том, что если правила может нарушать кто-то один, остальные задаются вопросом: "А почему мне нельзя?".

Задача руководителя — построить работу команды, а не нянчиться с каждым сотрудником. Если деятельность одного человека, пусть и самого талантливого, нарушает работу всех остальных — лучше с ним расстаться к обоюдной пользе.

Источник — Business Insider