Как правильно выбрать бизнес-литературу и что именно почитать. 3 совета от CEO

Руководитель компании рассказывает, как правильно выбирать книги, которые помогут управиться с бизнесом. И советует подходящую литературу.

Кирилл Бигай, основатель сервиса для поиска репетиторов Preply

Полки книжных магазинов и сайты переполнены пошаговыми инструкциями о том, как открыть собственное дело, стать профессионалом в кратчайшие сроки, стать успешным лидером…  Кому-то кажется, что интерес к подобному чтиву —  просто модный тренд, кому-то такие книги действительно помогли. Но ясно одно: бизнес-литература сегодня составляет серьезную конкуренцию университетскому образованию. И среди кучи мусора важно уметь распознать действительно полезную книгу, чтобы не тратить время и деньги зря.

Сейчас уже вряд ли встретишь того, кто не пробовал "перестать беспокоиться и начать жить", следуя советам Карнеги, или "думал и богател" (мысленно так точно), зачитываясь Наполеоном Хиллом. И это мы о классике, а кроме неё через руки и сознание стремящихся к успеху людей проходит еще и огромное количество более новой литературы.  

То, что читать стоит — бесспорно. Самообразование и бизнес-образование — важная часть жизни как студента, так и уважающего себя руководителя. Но и те, и другие задаются вопросом: как сделать это образование эффективным и оградить себя от информационного шума, который нам зачастую пытаются продать под видом бестселлеров?

1. Есть два типа бизнес-книг: практические совет и истории успеха

Все книги из категории "бизнес" условно делят на два типа. Первый — это те самые инструкции, рекомендации и прочие книги-лайфхаки, советы из которых можно и нужно применять в реальной жизни. Например, "Малый бизнес: от иллюзий к успеху" Майкла Гербера, "Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами" Деминга Эдвардса и "От хорошего к великому" Джима Коллинза.

Вторая — истории успеха отдельных личностей или компаний: "Стив Джобс" Уолтера Айзексона, "Искусство заключать сделки" Дональда Трампа. Они вдохновляют и позволяют посмотреть на процессы с точки зрения уже состоявшегося бизнесмена, но чужой опыт так и останется чужим. Ведь любая рекомендация требует адаптации, особенно, если это рекомендации зарубежных специалистов. Идея, которая сработала в США, может с грохотом провалиться у нас из-за различия в менталитете или рынке.  Но это не мешает нам копить бесценный опыт лучших иностранных менеджеров.

 

"Стив Джобс" Уолтер Айзексон

 

2. Нужно понять, для чего вам книга

Важна цель, с которой вы начинаете читать бизнес-литературу.  Понятно, что глобально она одна — получить новые знания. Но есть разница, хотите вы совершенствоваться в знакомой сфере или разобраться в новой отрасли. От цели зависит способ подбора необходимой литературы. Чтоб разобраться в новом, хватит нескольких известных книг, которые помогут освоить базовые понятия и подходы. Для самосовершенствования нужна специальная подборка, которая поможет получить узкие знания.

3. Читайте книги авторов, которые следуют своим советам и зарабатывают благодаря этому деньги

Начиная бизнес-образование, легко потеряться от разнообразия литературы. Стоит отдавать предпочтение авторам-практикам. Например, таким как Дэн Кеннеди. Талантливый маркетинг консультант и копирайтер — среди его клиентов Honda, IBM, Sun Securities, Его гонорары за эффективную рекламу, продающие письма, кампании директ-маркетинга и интегрированные офлайновые системы для частных клиентов составляют сотни тысяч долларов. Его книги "Продающее письмо", "Жёсткие продажи", "Умный маркетинг в жёсткие времена" полны ценных практических советов для бизнесменов любого уровня.

 

The Ultimate Marketing Plan

 

Со временем бизнес-литература теряет актуальность

В мире бешеных темпов и динамики подобная литература редко будет актуальной долго время. Но некоторым удаётся пройти множество переизданий, годами держаться на вершине рейтингов, воспитать многие поколения специалистов. Например, "Построенные навечно" Джима Коллинза, "Огилви о рекламе" Дэвида Огилви. А на смену менее успешным приходят специальные издания, курсы, семинары и тренинги, на которых зачастую вы услышите информацию из тех же книг.

Прочитал — применяй

Методы работы с бизнес-литературой отличаются от методов познания художественной. Здесь не работает обычное сплошное чтение. Материал прорабатывается в несколько этапов, от ознакомления до вдумчивого чтения. Таким образом, качество восприятия и запоминания информации гораздо выше. И одно из основных условий получения результата — незамедлительное применение новых знаний на практике.

Бизнес-литература — прекрасный источник знаний, но многие специалисты советуют также прибегать к помощи классической литературы. Один из основателей агентства Branding Bussiness и экс-главред The Financial Times Алан Брю в своей статье Why Leaders Should Read Great Literature говорит, что моральные и эмоциональные дилеммы, которые являются объектом художественной литературы, не всегда присутствуют в книгах о брендинге и маркетинговых стратегиях. Поэтому иногда стоит отложить бизнес-учебники и отдать предпочтение художественным произведениям, которые, кроме удовольствия, помогут получить желанный контроль над собственной жизнью.