5 признаков того, что вы на "вредной" работе

Вреда от работы может быть не меньше, чем пользы. Как разобраться, действительно ли ваша работа "вредная"? Может, вы испытываете не больше стресса, чем другие люди, и просто ленитесь?

Пол Уайт, психолог и бизнес-тренер, более двух лет занимается изучением "вредных" мест работы. По его словам, практически у каждого, с кем он общался, есть пара историй о невыносимых начальниках или коллегах. Но по каким критериям можно судить о том, действительно ли вы работаете в худших условиях, чем другие? Где проходит граница между "эта работа мне не подходит" и "эта компания хуже, чем остальные"? Возможно, то, что вы считаете "ужасными условиями", на самом деле является обычной ситуацией для всех офисов в мире? Есть 5 критериев, на которые стоит обратить внимание, если вы ходите разобраться, в чем причина проблемы: в вас самих или в компании.

1. Глобальные проблемы в коммуникации

Первый признак "вредной" работы — проблемы в общении и взаимопонимании. Причем не только между вами и менеджером, или между вашим коллегой и его начальником. Проблемы в коммуникациях возникают на всех уровнях: между коллегами, руководителями, их руководителями, между отделами, вплоть до проблем в общении с клиентами и партнерами организации.

Эти проблемы практически не связаны с личными качествами сотрудников — это "системная ошибка". Обычно их описывают как "полное отсутствие коммуникации". Самый характерный признак и проявление такой ситуации — сотрудники компании узнают о решениях руководства пост-фактум. И хорошо, если их вообще уведомляют об изменившихся требованиях, нормах или корпоративных правилах.

Другие варианты проявления той же проблемы — непрямая коммуникация (когда распоряжения или поручения передаются через третьи, четвертые, пятые и так далее руки), сокрытие важной для вашей работы информации или предоставление недостоверной (неточной, неактуальной) информации. Все вместе ведет к взаимному непониманию и хаосу вместо эффективного выполнения рабочих обязанностей. Нормальная работа в таких условиях практически невозможна.

2. Непоследовательность и противоречивость требований

Кратко ситуация описывается как "сделай то, пойди туда, принеси то, не знаю что". Сталкивались с ситуацией, когда сотрудник компании не может вам внятно объяснить, как именно можно решить вашу проблему и кто за это отвечает? Значит, вы в курсе, как именно проявляется эта организационная проблема. А теперь подумайте, не находитесь ли вы в таких же условиях.

Если в компании условия, требования и правила меняются ежедневно, да еще и противоречат друг другу, работать с организацией не хотят ни партнеры, ни клиенты, ни специалисты.

3. Руководители — самовлюбленные "нарциссы"

Не вполне ясно, то ли компания превращается во "вредное место работы" из-за таких начальников, то ли такие организации притягивают напыщенных самовлюбленных руководителей, но факт остается фактом: обе проблемы обычно случаются одновременно.

Отличительная черта "вредных" руководителей: в их алфавите буква "Я" находится на первом месте. Они считают себя умнее, ярче и талантливее всех. Их правило: "так надо, потому что я так сказал".

Еще одна отличительная особенность "нарциссов": успехи других — это их заслуга, а их промахи — это не их вина. В принципе, в компании не может происходить ничего позитивного, что такой руководитель не поставил бы себе "в личный актив". Сотрудники для них — выгодный фон, не более.

Такой руководитель даже может быть эффективным — но очень недолго. Его манера управления уничтожает доверие и сводит на нет саму возможность командной работы. До высших должностей и руководства целой компанией такие персонажи обычно "не дорастают", но на уровне отдела или направления встречаются часто, отравляя "изнутри" и постепенно разрушая работу всей организации.

4. Взаимное недовольство

Как ржавчина постепенно разъедает металл, так и "вредная" работа разрушает отношения в коллективе и вредит эмоциональному состоянию всех сотрудников. Самых простой способ понять, что ваша работа вредна не только для вас — понаблюдать за коллегами. Только вам хочется жаловаться и ворчать? Или брюзжание и недовольство — "нормальное" состояние всех сотрудников? Если второе — определенно, в компании что-то идет не так. Это "не так" не всегда возможно описать при помощи пары фраз, выделив несколько ключевых проблем. Но из сотни ежедневных мелочей образуется общий "фон", который может быть более разрушительным для бизнеса (и для вашего здоровья), чем десяток крупных, зато понятных организационных проблем.

5. Появление проблем со здоровьем — физическим и психологическим

"Вредное" место работы называется так не зря. И "работа с токсичными материалами", например, далеко не единственное, что может привести к проблемам со здоровьем. Классические проявления последствий работы во "вредном" офисе — бессоница, потеря аппетита (или, напротив, резкий набор веса), и вполне реальные "медицинские" диагнозы.

Сотрудники в такой компании часто эмоционально истощены, они апатичны или, наоборот, слишком возбудимы и раздражительны. В запущенных случаях от одной мысли о работе может возникать чувство тревоги и страха.

Если ваши друзья и родственники намекают, что вы сильно изменились с тех пор, как устроились на такую работу — задумайтесь, действительно ли все в вашей компании идет гладко?

Что можно изменить?

Во-первых, перестаньте быть просто наблюдателем и "жертвой обстоятельств". Возможно, вы действительно достаточно психологически устойчивы, чтобы работать в сколь угодно "вредно" обстановке. Но глупо будет даже не попытаться что-то изменить к лучшему.

Подумайте, что можете сделать лично вы для того, чтобы ходить на работу стало приятнее. Постарайтесь как можно меньше контактировать с людьми, генерирующими хаос и распространяющими негатив. Работать они вам не помогут, а вот навредить делу вполне способны. И если никто из коллег не пытается создать приятную атмосферу — попытайтесь построить ее самостоятельно. Правило "поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой", все еще работает. Чаще улыбайтесь, помогайте и поддерживайте других.

Если через несколько месяцев постоянных усилий вы не заметите ни малейших подвижек — возможно, вам и в самом деле стоит подумать о другой, менее "вредной" работе.

via